6 мая / воскресенье 19.00
Все сочинения И. С. Баха для органа
Авторский цикл
Концерт пятый
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. В нем представлено в общей сложности около 300 произведений, которые прозвучат на великолепном историческом органе собора святых Петра и Павла. Цикл построен таким образом, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора.
Чтобы не упустить ничего из органного наследия Баха, Фисейский включил в цикл даже сочинения, авторство которых вызывает сомнение. Например, существует мнение, что Фантазия и фуга ля минор (BWV 561) написана кем-то другим для скрипки – и она действительно отличается по звучанию от знакомых нам баховских шедевров. Есть сомнения и в авторстве хоральной обработки «Господь, воззри с небес [на нас]» (BWV 741). Масштабная фугированная композиция напоминает опусы мастера южно-немецкой школы Иоганна Пахельбеля. Но пока не доказано обратное, эти работы приписываются Баху, и они добавляют неожиданные краски к образу органного мастера.
В пятой программе прозвучит сочинение, которое при жизни Баха, вероятно, было его самой популярной органной пьесой – Фуга соль минор (BWV 578) сохранилась во множестве копий того времени. Популярна она до сих пор: кроме знаменитой джазовой версии Swigle Singers существует множество других. А вот Прелюдию и фугу до минор (BWV 546) можно отнести к числу наиболее необычных – Бах очень смело экспериментирует с органом, благодаря чему кажется, что он смог в звуках буквально зафиксировать атмосферу высоких и строгих сводов соборов северной Германии.
В первой части трио-сонаты ми минор BWV 528 Бах использовал симфонию из кантаты №76 и перевел на язык органа трио для гобоя, альта и бассо континуо, а вторая часть этой сонаты – один из самых проникновенных образцов лирики Баха. Почти все хоральные обработки, которые вошли в эту программу, созданы в годы юности и входят в Собрание Кирнбергера. Как всегда в программах Александра Фисейского, концерт знакомит не только с самыми важными жанрам того времени, но и с самыми яркими музыкальными стилями и техниками, кульминацией в развитии которых стала музыка Баха.
Хоральные обработки не случайно занимают важное место в каждой программе. В 1720 году Баху довелось играть в Гамбурге в присутствии Адама Рейнкена, старейшего мастера игры на органе. Услышав развернутую, почти получасовую импровизацию Баха на хоральный напев «На реках вавилонских», выполненную «в разнообразной манере, как это издавна имели обыкновение делать хорошие гамбургские органисты на воскресных вечернях», 97-летний Рейнкен воскликнул: «Я думал, это искусство умерло, но теперь вижу, что в вас оно все еще живо».
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия – ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
В программе:
И. С. Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
Хоральные обработки:
Valet will ich dir geben, BWV 736
Nun komm’, der Heiden Heiland, BWV 699
Herr Christ, der ein’ge Gottes-Sohn, BWV 698
Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 697
Wir Christenleut’, BWV 710
Фуга соль минор, BWV 578
Трио-соната ми минор, BWV 528
Adagio. Vivace – Andante – Un poco Allegro
Хоральные обработки:
Ach Gott, vom Himmel sieh’ darein, BWV 741
An Wasserflüssen Babylon, BWV 653b
Wo soll ich fliehen hin, BWV 694
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 691
Herzlich tut mich verlangen, BWV 727
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
_______________________________________________
За 1 час 30 мин. до начала концертов для наших слушателей будет проводиться экскурсия «Петропавловский собор и окрестности».
На экскурсии мы узнаем об истории Евангелическо-лютеранской общины в Москве и строительстве Собора Петра и Павла, а также о других сохранившихся зданиях прихода — Часовне-капелле, Доме Причта и исторической ограде со сторожкой-дворницкой. Осмотрим сохранившиеся здания двух учебных заведений, принадлежавших приходу, — Петропавловского мужского и женского училищ. Узнаем, где находятся знаменитые Палаты Мазепы, в каком дворе спрятана старинная усадьба Долгоруких и как выглядит особняк банкира и промышленника А.Л. Кнопа — представителя одной из богатейших лютеранских фамилий в дореволюционной России.
Экскурсию проводит аккредитованный гид-экскурсовод и музыковед, ведущая концертов в Кафедральном соборе, сотрудник проекта «Гуляем по Москве» Юлия Дмитрюкова.
Начало экскурсии — в 17:30 в притворе Собора. Сбор группы в 17:25. Билет на экскурсию можно купить вместе с билетом на концерт (на схеме зала в верхнем правом углу иконку "У нас сегодня экскурсия")