1 октября / воскресенье, 19:00
Музыка Германии – звучащая философия
лауреаты международных конкурсов
Мария Успенская, клавесин, фортепиано
Алексей Шевченко, орган
«Без музыки жизнь была бы ошибкой», – писал Фридрих Ницше. Он понимал, что без музыки вся история немецкой философия была бы иной. Взаимосвязь музыки и философии, которая в Германии всегда была сильна и удивительным образом отражала науку в искусстве и наоборот, исследуют Алексей Шевченко и Мария Успенская. Они хорошо известны московским любителям старинной музыки безупречным вкусом, мастерским владением инструментом и невероятно интересными уникальными программами, где можно услышать впечатляющие находки европейского репертуара.
Иоганн Себастьян Бах не писал теоретических трудов, но его музыка может сравниться с масштабным наследием философа и теолога. Бах умел без слов говорить о самом важном – о Боге, вере, жизни и смерти. Его старший современник Иоганн Кунау, напротив, написал несколько трактатов, и искал опору для музыки в слове: так, его библейские сонаты напрямую связаны в определенными сюжетами. Иоганнес Брамс, современник Ницше, жил в эпоху напряженных философских поисков и смятение духа живет в его музыке. А живший в эпоху мировых войн и революций Пауль Хиндемит твердо верил в «гармонию мира».
В программу концерта вошли сочинения композиторов четырех столетий, отражающих разные эпохи, стили, мировоззрения. Три инструмента – орган, клавесин и фортепиано – позволят лучше ощутить дух каждой эпохи. Музыканты предлагают поразмышлять о роли музыки в культуре и жизни, и чтобы создать широкую панораму, в этот вечер прозвучат не только знаменитые произведения Баха и Брамса, но и музыкальные редкости, услышать которые можно нечасто, тем более в таком блистательном исполнении.
Мария Успенская – одна из самых ярких российских клавиристок. Выпускница Московской консерватории, стажировалась в Амстердаме, обладательница I премии и приза публики на конкурсе им. Баха в номинации «клавесин» (Лейпциг), призер конкурса Oude Musik в номинациях «клавесин» и «хаммерклавир» (Брюгге). Принимала участие в международных фестивалях (Россия, Германия, Нидерланды, Венгрия, Финляндия), ведет активную творческую деятельность, выступает с сольными и камерными программами, имеет записи на радио и телевидении. С 2007 преподает на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.
Алексей Шевченко – ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Хоральная прелюдия Wer nur den lieben Gott lässt walten, BWV 642
для органа
Токката ми минор, BWV 914 для клавесина
Пауль Хиндемит (1895 – 1963)
Massig schnell: Lebhaft из сонаты №1 для органа
Иоганн Кунау (1662 – 1722)
Библейская соната «Давид исцеляет больного Саула посредством музыки» для клавесина
Пауль Хиндемит
Sehr langsam из сонаты №1 для органа
Иоганнес Брамс (1833 – 1897)
Хоральная прелюдия № 10, ля минор, «Herzlich tut mich verlangen», ор. 122 для органа
Пауль Хиндемит
Phantasie, frei и Ruhig bewegt из сонаты №1 для органа
Иоганн Себастьян Бах – Ференц Лист (1811 – 1886)
Хоральная прелюдия соль мажор для фортепиано
Иоганн Вильгельм Гесслер (1747 – 1822)
Poco Allegro ля минор для органа
Иоганн Себастьян Бах – Ференц Лист
Прелюдия и фуга ля минор ля минор для фортепиано
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565 для органа