3 сентября / воскресенье 19:00
Великолепное барокко
лауреаты международных конкурсов
Андрей Бурков, альт
Анна Устюжанина, виолончель
Анна Орлова, орган
Насколько уникален облик каждой страны – ее архитектура, кухня, мода, традиции – настолько же неповторима и музыка. Французское барокко – торжество причудливой роскоши, английское – смесь демократичности и аристократизма, немецкое – строгая сдержанность и религиозность, итальянское – буйство мелодий и солнечных красок. В этом концерте европейское барокко предстает во всем богатстве и разнообразии.
Барокко – причудливая эпоха, время разума и просвещения, роскоши и развлечений, риторики и неудержимой фантазии. Время, отвергавшее суеверия и предрассудки, подарившее миру удивительные открытия, фантастическую архитектуру и оперный театр, стало одной из вершин музыкальной истории — не случайно шедевры композиторов Барокко по сей день пользуются невероятной популярностью. Великую музыку великих авторов исполняют блестящие молодые солисты, знающие толк и в барочных страстях, и в тонкостях исторического исполнительства.
Последние сто лет мы постепенно открываем для себя музыкальные миры барокко, и теперь уже ясно, что это не нечто старинное, музейное, чопорное и далекое от нас — музыка барокко сегодня звучит едва ли не современней музыки нашего времени, и потому она так популярна. Коллективный портрет эпохи в концерте складывается из фигур самых знаменитых и колоритных: Бах, Вивальди, Куперен, Пёрселл и Букстехуде. Все они были не только Мастерами, но и новаторами, бунтарями, открывателями новых путей.
Жанр камерной сонаты в то время только рождался и своими метаморфозами особенно интересен. Сонаты Вивальди и Баха исполнители извлекли из сокровищницы камерного репертуара; эта музыка сочетает наслаждение интеллектуальное и чувственное. Один из удивительных примеров барочной любви к причудливому изобретательству – «Фантазия на одну ноту» великого англичанина Генри Пёрселла: как из одной только ноты, как из зерна, брошенного в землю, можно вырастить целое музыкальное сочинение?
Органные сочинения Баха и Букстехуде (последний справедливо считается главным предшественником и учителем Баха) знакомят с шедеврами великой северо-немецкой органной школы, без которых ландшафт эпохи был бы неполным. В той музыке раскрыватся восхитительные звуковые возможности исторического органа собора – инструмента, равного которому в России мало.
Франсуа Куперен, поставлявший музыку ко двору короля-солнца Людовика XIV, уже при жизни был удостоен титула «Великий». Его редко исполняемый Концерт № 7 из сборника «Объединённые вкусы, или Новые концерты» — типичный образец того, как французы умеют свои страсти укладывать в самую изысканную оправу.
Анна Устюжанина (виолончель) – окончила РАМ им. Гнесиных , лауреат международных конкурсов. С 2007 г. концертмейстер виолончельной группы в ансамбле солистов «Эрмитаж». С 2010 г. работает в Государственном академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимаем участие в фестивалях камерной музыки, в том числе «Арт-Ноябрь» (Москва), фестиваль Святослава Рихтера (Таруса), «Шереметьевские сезоны в Останкине» (Москва), фестивали в усадьбе «Архангельское», фестиваль «Кремль музыкальный» ( Москва) и др.
Андрей Бурков (альт) – окончил музыкальное училище им. Гнесиных, лауреат Всероссийского конкурса. С 2008 г. участник ансамбля солистов «Эрмитаж», с 2010 г. работает в Государственном академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимает участие в различных фестивалях камерной музыки.
Анна Орлова (орган) — студентка Московской консерватории имени П. И. Чайковского по классу органа (проф. Н. Н. Гуреева-Ведерникова). Принимала участие в мастер-классах Р. П. Рамиреса, У. Вальтера, Л. Ломанна, Т. Троттера, М. Радулеску и А. Гаста. Лауреат II премии конкурса органной академии Любек-Травемюнде (Германия, 2011), лауреат II премии III Международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (Москва, 2013), обладатель приза зрительских симпатий конкурса летней органной академии Матаро-Барселона (2014).
В программе:
Антонио Вивальди (1678-1741). Соната для виолончели и органа, RV 43
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Соната для альта и органа, BWV 1037
Прелюдия и фуга h-moll, BWV 544
Генри Пёрселл (1659-1695). Фантазия на одну ноту
Дитрих Букстехуде (1637-1707). «Скорбная песнь»
Прелюдия in E, BuxWV 141
Франсуа Куперен (1668-1733). Концерт №7 соль минор из цикла «Les goûts-réunis, ou Nouveaux concerts» («Объединённые вкусы, или Новые концерты»)