15 января, воскресенье, 19:00
МУЗЫКА ДЛЯ ГУРМАНОВ
Филипп Нодель (гобой, гобой д'амур)
Регина Штейнман (скрипка, альт)
Елена Кейлина (орган, Австрия)
Изысканные барочные деликатесы, дополненные известными «блюдами» концертного «меню», преподнесут слушателям гобоист Филипп Нодель, альтистка и скрипачка Регина Штейнман и органистка Елена Кейлина. В их программе каждый найдет что-то интересное: редко исполняемые трио Телемана, никогда прежде у нас не звучавшие кансьоны испанских анонимов XVII века, недавно обнаруженная соната современника Моцарта Франтишека Кочвары объединились с музыкой Баха. Музыканты надеются, что слушатели по достоинству оценят репертуарные изыски, а необычные тембровые облики знакомых композиций заставят по-новому взглянуть на искусство эпохи барокко.
Важная часть программы посвящена сочинениям Георга Филиппа Телемана, чье творчество сегодня находится в тени фигуры Баха, но при жизни все было наоборот. Телеман был широко известен как один из лучших композиторов Европы первой половины XVIII века, он всегда шел в ногу с музыкальной модой, за что его превозносили и публика, и исполнители. Он занимался улучшением нотоиздательского дела и, конечно, публиковал свои сочинения, в основном камерные, то есть те, которые были пригодны для музицирования в любом просвещенном доме.
Концерт дает возможность сравнить «популярную классику» Телемана с считавшейся более «ученой» и «старомодной» музыкой его негласного соперника Иоганна Себастьяна Баха. И не только – для самых больших гурманов исполнители припасли великолепную виртуозную сонату для альта и цифрованного баса Франтишека Кочвары. Композитор умер в один год с Моцартом при загадочных обстоятельствах, после смерти его имя было забыто. Будучи альтистом-виртуозом, для этого инструмента он написал свои лучшие опусы. Прижизненное парижское издание данной сонаты было найдено в личном архиве великого русского альтиста В. Борисовского (учителя Ю. Башмета), в 2014 году эта соната впервые была записана Региной Штейнман и вошла в состав диска «Музыка для гурманов».
К числу раритетов также относятся Кансьоны для гобоя и органа анонимного испанского автора XVII века. Эти сочинения открываются для нас благодаря гобоисту Филиппу Ноделю и органистке Елене Кейлиной, которая изучала приемы и методы исполнения старинной испанской музыки под руководством Х. Л. Г. Уриола в Сарагосе (Испания).
Регина Штейнман (альт) окончила с отличием Московскую консерваторию им. Чайковского (класс доц. Л. Шубиной), и там же ассистентуру-стажировку на кафедре современной музыки. Постоянный участник камерного оркестра «Veritas» п/у М. Емельянычева, сотрудничает с коллективами «Pratum Integrum», «Questa Musica», «Эрмитаж», «Персимфанс», «Volkonsky consort», «Кабаре безумного Пьеро», «Фонограф Симфо-Джаз». Активно выступает в Германии, Эстонии, Норвегии, Азербайджане, Франции и городах России, исполняет старинную и современную музыку, сотрудничает с московскими композиторами. Принимала участие в фестивалях «Кредоматик» (Коста-Рика), Неделе русского искусства на Лазурном берегу Франции, «Московская осень», «Московский форум». Совместно с Е. Кейлиной и М. Уткиным записала диск «Ave Maria» (Мюнхен, 2009), в дуэте с Е. Кейлиной приняла участие в фестивалях органной музыки в городах Франции.
Филипп Нодель (гобой) окончил Московскую консерваторию им. Чайковского (класс проф. А. Уткина). Сотрудничает со многими российскими оркестрами и ансамблями (РНО, НФОР, БСО, «Виртуозы Москвы», Musica Viva, «Эрмитаж»), со знаменитыми российскими музыкантами (Н. Гутман, Э. Вирсаладзе, В. Попов, А. Рудин, А. Уткин). С 1999 г. концертирует также на барочном гобое. Гастролирует в России и за рубежом, проводит мастер-классы. В 2003 г. стал одним из основателей первого российского оркестра исторических инструментов Pratum Integrum. В 2006 г. организовал ансамбль L’esprit du Vent («Дух ветра»), который специализируется на исполнении музыки для духовых инструментов XVIII-XXI вв. С 2006 г. преподает в Московской консерватории и Колледже при консерватории, принимает участие в работе жюри международных конкурсов исполнителей на гобое.
Елена Кейлина (орган) окончила Московскую консерваторию им. Чайковского по двум специальностям (орган и музыковедение). С 1978 года выступает с сольными концертами и в составе различных камерных ансамблей. В 1990-2005 гг. возглавляла Ансамбль солистов «Российский консорт», с которым гастролировала в странах Европы, выступала на фестивалях в Германии, Англии, Франции и Италии, а также в Иордании. Много времени уделяет научной работе, является автором статей о проблемах развития индийского музыкального театра, о роли органа в культурном развитии США в XVII-XVIII вв. В разные периоды жила и работала за рубежом (Иордания, Коста-Рика, Франция), где выступала организатором и исполнителем в крупных культурных проектах. В настоящее время живет в Австрии, активно концертирует в Европе.
В программе:
Г. Ф. Телеман (1681-1767). Трио ля мажор для гобоя д'амур, скрипки и органа
Cantabile – Vivace – Andante – Finale
И. С. Бах (1685-1750). Трио-соната ми минор для гобоя д'амур и органа (I часть)
Г. Ф. Телеман. Соната для альта и органа ля минор
Largo – Allegro – Soave – Allegro
Три хорала для органа соло
Аноним XVII века (Испания). Кансьоны для гобоя и органа
Пьеса для левой руки для органа соло
Ф. Кочвара (1740-1791). Соната для альта и органа соль мажор
Moderato – Andante – Rondo
Г. Ф. Телеман. Трио для гобоя, альта и органа до минор
Adagio – Vivace affettuoso – Allegro