Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

25 декабря / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

Генрих Шютц ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВА

25 декабря, воскресенье, 19:00

Третий международный Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент»

Генрих Шютц

ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВА

Оратория

Солисты вокального ансамбля INTRADA

художественный руководитель Екатерина Антоненко

хормейстер Глеб Кардасевич

Ансамбль старинной музыки ALTA CAPELLA

художественный руководитель Иван Великанов

Солисты:

Иван Деревнин (Евангелист, тенор)

Анастасия Бондарева (Ангел, сопрано)

Владимир Красов (Ирод, баритон)

 

В праздничный вечер в соборе прозвучит оратория «История Рождества», написанная в 1664 году великим немецким композитором Генрихом Шютцем. Следуя евангельскому тексту, повествующему о чудесных событиях, Шютц будто бы переносит нас во времена Рождества, помогает прочесть фрагменты Библии как бы в первый раз, пережить чувства и настроение Святой Ночи. «Историю Рождества», а также духовные сочинения Шютца и Преториуса исполнят хорошо известные любителям старинной музыки коллективы: вокальный ансамбль INTRADA и ансамбль старинной музыки ALTA CAPELLA. Программа исполняется на исторических инструментах.

«Историю Рождества» – одно из главных своих сочинений – Шютц написал в возрасте 79 лет. Удивителен не только сам факт, а та легкость и гениальная простота музыкального языка, которые отличают сочинение старого мастера. Оратория предназначалась для Дрезденской придворной капеллы – одной из лучших в Европе, – поэтому Шютц создал роскошную партитуру для большого (по тем временам) состава исполнителей. В оратории звучит только библейский текст: по уже сложившейся традиции в нем соединены два Евангелия – от Луки и от Матфея, которые прекрасно дополняют друг друга.

В предлисловии к оратории Шютц именует ее «действом», так как важную роль он отводил элементам театрализаци. Его библейские персонажи напоминают оперных героев, партия Евангелиста написана в манере оперного речитатива, а изложение евангельского текста нарушают интермедии, где прямая речь действующих лиц приближается к арии. Композитор великолепно использует инструменты для создания характеристик своих героев, и находит для каждого индивидуальный звуковой облик. Эти интермедии тогда были столь необычны и сложны для исполнения, что Шютц даже не опубликовал их: он был уверен, что «вряд ли где-либо еще, кроме княжеской капеллы, оснащенной на должном уровне, оные изобретения смогут достичь надлежащего эффекта».

Как бы ни был строг в своих требованиях к исполнителям Шютц, можно смело утверждать, что московские ансамбли INTRADA и ALTA CAPELLA не уступают в мастерстве музыкантам княжеской капеллы. Благодаря им одно из лучших сочинений, посвященных великому чуду Рождества Христова, прозвучит в соборе свв. Петра и Павла в рождественский вечер. Дополнит программу духовная музыка современников Шютца.

 

Солисты вок Вокальный ансамбль «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко – московский коллектив нового поколения, чьи выступления отличает не только высокий профессиональный уровень, но и свой узнаваемый исполнительский стиль. Ансамбль регулярно сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы и с успехом представляет нашу страну на европейских музыкальных фестивалях («Dresdner Kunstfest», «Musikfest Erzgebirge» и др). Неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ, в том числе совместно с Ю. Лежневой, оркестром «Il Giardino Armonico», в фестивалях «Earlymusic» в Санкт-Петербурге, «Посольские дары» в Музеях Московского Кремля, «Возвращение». Участник ряда знаковых оперных проектов Московской филармонии, исполнял хоровые партии в операх барокко и классицизма. Программы коллектива неизменно отличает просветительская направленность, ансамбль осуществляет российские премьеры сочинений XX века.

 

Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. С момента своего создания (2009) ансамбль концертирует в России и за рубежом, выступая с сольными программами, в рамках фестивалей, а также является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance». Задача ансамбля – знакомить слушателей с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV-XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. В его состав входят выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории. Используя исключительно аутентичные инструменты участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций. В исполнении ансамбля состоялись российские премьеры сочинений европейских композиторов и мировые премьеры сочинений, написанных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella.

 

В программе: Г. Шютц, М. Преториус

 

Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» предлагает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. Адвент – особое время перед Рождеством в западной традиции христианских церквей, время радостного ожидания чуда. Специально подобранная программа концертов фестиваля познакомит вас с размышлениями о Христе, выраженными в великих музыкальных произведениях, которые распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника и дарят ни с чем не сравнимое чувство подготовки сердца к торжеству.

 

 

 

Читать дальше...
Исполнители

Ансамбль Alta Capella

Alta Capella – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, основан в 2009 г. Он знакомит слушателей с европейской музыкой XIV-XVII вв., используя исключительно аутентичные инструменты. В числе уникальных проектов ансамбля – преамбулы к выставкам ГМИИ («Прерафаэлиты», «Караваджо и последователи», «Кранахи»), ГТГ («Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана») и Центра дизайна ARTPLAY («БОСХ. Ожившие видения»). Alta Capella сотрудничает с такими выдающимися исполнителями, как А. Любимов, А. Гринденко, Д. Синьковский; является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (Москва, 2011-2016), в рамках которого состоялись российские премьеры «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди (2014) и музыкально-сценической версии средневековой поэмы XIV в. «Роман о Фовеле» (2015).

 

Екатерина Антоненко

Художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля «Intrada». Окончила Московскую консерваторию, затем стажировалась в Высшей школе музыки и театра в Лейпциге и Высшей школе музыки и танца в Кельне. Участница мастер-классов выдающихся европейских дирижеров; по ее инициативе в Москве прошли мастер-классы П. Филлипса, П. Ноймана, В. Дюместра, М. Чанса, Д. Э. Керкби и Д. Йорк. С 2012 г. – педагог Московской консерватории. Регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами, в том числе ансамблем «The Tallis Scholars», Кельнским камерным хором, Штутгартским камерным хором, Камерным хором РИАС (Берлин), Дрезденским камерным хором.

Вокальный ансамбль INTRADA

Вокальный ансамбль INTRADA, чьи выступления отличает высокий профессиональный уровень и узнаваемый исполнительский стиль. Сотрудничает с ведущими коллективами и музыкантами России и Европы, с успехом представляет нашу страну на европейских фестивалях. Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера» в ГМИИ (в том числе с Ю. Лежневой, оркестром «Il Giardino Armonico»), «Earlymusic», «Посольские дары» в Музеях Московского Кремля, «Возвращение». Участник ряда знаковых оперных проектов Московской филармонии. Программы коллектива отличает просветительская направленность, ансамбль осуществляет российские премьеры сочинений XX века. Художественный руководитель – Екатерина Антоненко. 

вокальный ансамбль орган сакбут цинк Габриели Преториус Шайн Шютц
анонсы
28 февраля / 19:00
Музыка из фильмов «Солярис», «Зеркало», «Ирония судьбы», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря» и других на большом историческом органе
7 марта / 19:00
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
Ближайшие концерты
28 февраля / 19:00 – 20:30
Музыка из фильмов «Солярис», «Зеркало», «Ирония судьбы», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря» и других на большом историческом органе
7 марта / 19:00 – 20:30
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00 – 17:30
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00 – 19:30
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00 – 20:30
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00 – 20:30
№ 1083 «Tilge, Höchster, meine Sünden» («Искупи, Всевышний, мои грехи») № 1 «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («О, как прекрасно утренней звезды сияет свет»)
27 марта / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
28 марта / 19:00 – 20:30
Spring in the city: Бах, Вивальди, Пьяццолла Иван Дыма - саксофоны Никита Неделько - гитара Юлия Иконникова - орган Большой ансамбль саксофонов им. Шнитке
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
15 апреля / 20:00 – 21:15
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
18 апреля / 19:00 – 20:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года.
22 апреля / 20:00 – 21:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone