1 октября, суббота 21.00
Второй международный музыкальный фестиваль «Зеркало в зеркале»
Арво Пярт
PASSIO Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem
Российская премьера
Дирижер – Андрес Мустонен (Эстония)
Одно из наиболее значимых хоровых произведений конца ХХ века – Passio Арво Пярта (1982) – впервые прозвучит в России. Это сочинение, завораживающее своей отстраненной красотой, сравнивают с самыми мрачными и ритуальными «Страстями» Генриха Шютца, написанными в середине XVII века. Не имеющая ничего общего с широко известными «Страстями» И. С. Баха, партитура выдержана в авторском стиле «tintinnabuli» («колокольчики»), принесшем Пярту мировую известность, событием здесь становится каждый звук, каждая пауза, особую весомость словам придает звучание евангельской латыни.
Passio Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem («Cтрасти Господа нашего Иисуса Христа в изложении Иоанна») Пярт начал сочинять еще в Таллине, когда однажды в пасхальный пост его посетило неодолимое желание написать «Страсти». Замысел сложился за два дня, и композитор работал над ним в черновике, не рассчитывая на исполнение. После переезда на Запад он получил заказ от Баварского радио и вернулся к Passio. Супруга Пярта вспоминает о работе: «На стене своей квартиры в Берлине мы повесили кусок черной ткани – примерно пять или шесть метров длиной – и один за другим прикалывали к ней разноцветные листки с отрывками из Евангелия – у каждого действующего лица страстей был свой цвет, так что Арво мог охватить все одним взглядом. Вся структура произведения была как картина».
В основе Passio – большой фрагмент латинского варианта Евангелия от Иоанна (Ин. 18,19:1-30), в которых речь идет о самых драматических событиях – предательство Иуды, страдания, распятие и смерть Иисуса Христа. Но вопреки традиции, Пярт использовал лишь текст Евангелия, не прибавляя к нему комментариев, избегая эмоций. Лишь в заключении он добавляет слова ектении: «Господь, страдавший за нас, смилуйся над нами!», выдвигая на первый план мотив покаяния. Пярт делает акцент на создании временного континуума, позволяющего расслышать и осознать тайный смысл текста. Немногим больше часа длится гипнотическое, едва подвижное волнообразное течение музыки, но в ней неуклонно разворачивается картина страданий Христовых – глубоко проникая в сердце и волнуя душу.
Партитура Passio чрезвычайно аскетична. Необычный состав – два солиста, вокальный квартет, четыре инструмента (гобой, фагот, скрипка, виолончель), орган и хор – позволили Пярту создать широкую звуковую палитру и выстроить восьмиголосную структуру, в которой постоянные изменения тембра являются результатом всевозможных комбинаций разных партий (инструментов и голосов). В итоге возникает нечто вроде акустического ромба, который потом медленно, фрагмент за фрагментом, распадается, пока в самом финале не приходит к сияющему Ре-мажору. «Это невероятный момент, этот аккорд проходит прямо сквозь ваше тело! Каждый раз по спине пробегает дрожь, и ты понимаешь, что есть жизнь после смерти. Эта последняя страница – самая ошеломляющая музыка, которую вы когда-либо могли слышать» – говорит певец Дэвид Джеймс, исполнитель партии Евангелиста.
В программе:
Арво Пярт
PASSIO Domini Nostri Jesu Christi secundum Joannem
Солисты:
Иисус – Андрей Капланов (бас)
Пилат – Вячеслав Воробьев (тенор)
Евангелисты –
Людмила Ерюткина (сопрано)
Ирис Оя (альт)
Никита Михайлов (тенор)
Никита Семенюк (баритон)
Денис Голубев (гобой)
Дмитрий Плотников (фагот)
Станислав Малышев (скрипка)
Людмила Губкина (Литва) (виолончель)
Марианна Высоцкая (орган)
Ансамбль «Эйдос» (художественный руководитель Андрей Капланов)
Дирижер – Андрес Мустонен (Эстония)
Арво Пярт родился в 1935 г. в городе Пайде (Эстония). Занимался композицией с Х. Эллером в Таллине, затем работал звукорежиссером на Эстонском радио. В 1980 г. вместе с семьей эмигрировал в Вену, затем в Берлин.
Будучи одним из самых радикальных представителей так называемого «советского авангарда», Пярт в своем творчестве проделал большой путь эволюции. Оттолкнувшись от неоклассицизма, в последующее десятилетие композитор в индивидуальной манере использовал различные авангардные техники (додекафония, алеаторика, коллаж и т.д.), но затем полностью отказался от них. После восьми лет поисков и молчания (в это время он изучал григорианский хорал, музыку композиторов школы Нотр-Дам, старую вокальную полифонию), Пярт обрел свой собственный голос и создал новый принцип композиции, –Tintinnabuli (лат. – «маленькие колокольчики»), который охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». Его истоки коренились в изучении старинной музыки, Пярт признавался, что «григорианское пение научило меня, какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования двух-трех нот». Пяртовское благозвучие имеет глубокое духовное основание, является отражением благозвучия космоса. Сочинение музыки для него – это духовное служение, полное смирения и самоотречения, в противоположность авангардистскому индивидуальному самовыражению. Этому принципу композитор остается верен по сей день.
Андрес Мустонен (Эстония) – скрипач и дирижер, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР, почётный гражданин Таллина, обладатель ряда эстонских государственных и общественных знаков отличия. Основатель и руководитель ансамбля «Hortus Musicus», репертуар которого включает огромное количество произведений от средневековой и традиционной индийской, арабской музыки до сочинений современных авторов. Мустонен – давний соратник Арво Пярта и пропагандист его музыки, с ансамблем «Hortus Musicus» представил премьеры многих его сочинений. Деятельность Мустонена как дирижера следует за музыкальной историей, он активно исполняет сочинения современных композиторов (в т.ч. С. Губайдулиной, К. Пендерецкого, Г. Канчели, В.Сильвестрова, А. Кнайфеля, Э. С. Тююра, А. Тертеряна). Сотрудничает со многими выдающимися коллективами, в т.ч. БСО им. П.И. Чайковского, оркестры Московской и Санкт-Петербургский Филармоний, камерный оркестр Musica Viva, национальные оркестры Финляндии, Швеции, Германии, Латвии и Литвы, оркестр Баварского радио и мн. др. На протяжении многих лет дирижер работает с оркестром Таллиннской филармонии и Эстонским национальным симфоническим оркестром. Особое внимание музыкант уделяет ораториям и другим шедеврам церковной музыки от эпохи барокко до наших дней.
Андрей Капланов – выпускник Московской консерватории и аспирантуры МГК. С 2009 г. – хормейстер и дирижер Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, с 2010 –художественный руководитель и дирижер ансамбля «Эйдос», с которым исполнил ряд мировых и российских премьер. С 2010 г. – солист ансамбля «Студия Новой Музыки». Исполняет главные партии в операх современных композиторов (С. Шаррино, В. Тарнопольский, Д. Курляндский, Б. Филановский и др.). В качестве солиста выступал с такими коллективами, как оркестры «Студия Новой Музыки», «Новая Россия», TIMF, Азербайджанский симфонический им. У. Гаджибекова, Камерный хор Московской Консерватории, хор Московской консерватории, ансамбли МАСМ, N’Caged, Questa Musica. С 2015 года – артист Электротеатра «Станиславский».
Вячеслав Воробьев – выпускник Академии хорового искусства им. Попова (хоровое дирижирование и вокальное искусство). C 2006 г. – солист хора «Мастера хорового пения». Исполняет сольные партии классического и современного репертуара. С 2010 г. – солист Оперного театра-студии им. Прокофьева. Лауреат Третьего Международного Независимого Конкурса Оперных Исполнителей (2011).
Ирис Оя (Эстония) – выпускница Эстонской Академии Музыки и Театра. В 2000-2011 гг. – ведущая солистка Эстонского Филармонического Камерного хора, в настоящий момент выступает как солистка с различными ансамблями и хорами. С 2013 г. – хормейстер хора Coro Casa da Musica, а также хормейстер проектов Эстонского Филармонического Камерного хора и Камерного хора Ирландии. Участвует в исполнении барочных ораторий, страстей и месс, а также сочинений авторов ХХ-ХХI вв., ей посвящены многие произведения современных эстонских композиторов. Участник ансамбля современной музыки Resonabilis, имеет сольные диски на лейблах Harmonia Mundi и Dacapo Records.
Людмила Ерюткина – выпускница Московской консерватории и аспирантуры МГК, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Регулярно принимает участие в фестивалях, мастер-классах, творческих лабораториях, конкурсах и концертах в качестве дирижера, организатора, педагога, актрисы и певицы. Сотрудничает с ансамблями Alta Capella, Questa musica, Эйдос, N’Caged, Intrada, The Pocket Symphony, Kremlin и др., в качестве певицы выступала с Г. Рождественским, В. Гергиевым, В. Юровским, Р. Щедриным, В. Мартыновым, Г. Гладковым, Т. Гринденко, М. Плетневым, С. Невским, Д. Курляндским, Б. Филановским и др. Является организатором и участником проектов, связанных с популяризацией современной вокальной и хоровой музыки.
Никита Михайлов – выпускник Московской консерватории. В качестве солиста хора сотрудничал с такими музыкантами, как Г.Рождественский, В. Гергиев, М. Плетнев, Б. Тевлин, В. Чернушенко, В. Минин, Н. Кожухарь и др. С 2013 г. ведёт активную преподавательскую и исполнительскую деятельность. Солист Патриаршего хора Храма Христа Спасителя. Выступает как пианист-солист и концертмейстер.
Никита Семенюк – выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов. С 2012 г. – участник ансамбля «Эйдос». В качестве бас-гитариста выступает в разных жанрах (от джаза и рока до военных песен). С 2011 г. преподает на дирижерско-хоровом отделении Академического музыкального училища при МГК.
Денис Голубев (гобой) – выпускник Российской Академии музыки им. Гнесиных, солист оркестра Московского театра «Новая опера». С 1995 г. занимается изучением исторически информированного (аутентичного) стиля исполнения музыки, выступает в составе ансамбля «Солисты Барокко». Занимается исследовательской деятельностью, изучает историю взаимодействия русской и европейских культур XVIII – нач. XX вв. Сотрудничает с Итальянским институтом культуры в Москве, при поддержке которого проводил многолетний проект «Италия и Россия на протяжении веков» (произведения итальянских композиторов, работавших в России), открывший уникальный пласт музыкальной культуры.
Дмитрий Плотников (фагот) – выпускник Санкт-Петербургской консерватории, солист-регулятор оркестра Большого театра. Также учился в Санкт- Петербургской театральной академии, где изучал историю музыкального театра и театральную критику.
Станислав Малышев (скрипка) – выпускник Московской консерватории, лауреат и дипломант всероссийских конкурсов. Выступает в качестве солиста с отечественными и зарубежными оркестрами. С 2008 г. – солист и концертмейстер оркестра «Студия новой музыки», осуществил российские премьеры скрипичных концертов Лигети, Саарьяхо, Караева, а также сыграл редко исполняемые концерты авторов ХХ в. Активно сотрудничает с современными композиторами, много времени уделяет ансамблевому музицированию. Гастролирует в России и за границей, являясь регулярным участником различных международных фестивалей: Nice Manca Music Festival (Франция) St. Gallen (Австрия), la Biennale di Venezia (Италия) «Евразия» (Екатеринбург), «Московская осень» (Москва) и др. Преподает на кафедре современной музыки Московской консерватории, читает курс лекций «Современная музыка и новые исполнительские техники на струнных инструментах».
Людмила Губкина (виолончель) – выпускница Московской консерватории. В настоящее время – артистка Государственного симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова.
Марианна Высоцкая (орган) – доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки Московской государственной, член Союза композиторов России. Лауреат Первой премии Высшего Интеррегионального конкурса органистов в Люксембурге (2002). Окончила Московскую консерваторию по двум специальностям (музыковедение и орган), затем аспирантуру. Стажировалась в Консерватории г. Люксембурга. Успешно совмещает научную и концертную деятельность, автор многочисленных статей в научных сборниках и периодике. Выступает с сольными органными концертами в России, Азербайджане, Белоруссии, Литве, Эстонии, Германии, Франции, Люксембурге. Принимала участие в гастролях и концертах Камерного хора Московской консерватории, Симфонического оркестра Московской филармонии, Симфонического оркестра ГАБТ России, РНО, НФОР, оркестров «Русская филармония», «Новая Россия», В. Гергиева, Д. Герингаса, Т. Курентзиса, Я. Латам-Кёнига, А. Мустонена, С. Сондецкиса, В. Юровского, А. Сладковского и мн. др. дирижёров. В качестве солиста ансамбля «Студия новой музыки» принимала участие в международных фестивалях и гастролях ансамбля.
Ансамбль «Εἶδος» – «Эйдос» основан в 2010 г. Это коллектив солистов, в числе которых выпускники Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Российской Академии Музыки им. Гнесиных и Академии хорового искусства им. В. С. Попова. В переводе с греческого «εἶδος» означает «вид, способ действия, наружность, красота, качество, идея». Репертуар ансамбля охватывает различные музыкальные стили: от русской духовной музыки и музыки западного Средневековья до джаза и современной академической музыки. Творческой задачей коллектива является поиск красоты музыкального искусства, а также поиск различных новых стилистических приемов. Ансамбль тесно сотрудничает со «Студией Новой Музыки», с современными российскими и зарубежными композиторами, активно гастролирует в России и за рубежом, участвует в фестивалях, выступал с такими коллективами, как ГАСО России им. Е. Ф. Светланова, оркестры «Новая Россия», «Времена года», с дирижерами Е. Бушковым, М. Стравинским, А. Иоффе и др.