Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

21 августа / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

Романтическая бахиана

21 августа / воскресенье, 19.00

Романтическая бахиана

лауреаты международных конкурсов

Мария Успенская (фортепиано)

Алексей Шевченко (орган)

 

Музыку Иоганна Себастьяна Баха после его смерти почти полвека не играли: считали устаревшей, слишком учёной, в его рукописи заворачивали сыр в бакалейной лавке… Но когда романтики заново открыли музыкальный мир Баха, оказалось, что это целая вселенная. Под её влиянием живут и сочиняют композиторы вот уже два столетия. Мария Успенская и Алексей Шевченко знакомят нас с романтическими взглядами на Баха и его наследие.

 

В XIX веке Бах стал без преувеличения культовой фигурой. Им восторгались, у него учились, его сочинения играли, перекладывали для разных составов, переосмысливали. Одни композиторы эффектно расцвечивали строгие формулы мастера барокко, другие старались вдохнуть в баховские мотивы мятущийся дух времени, но все они преклонялись перед немецким гением и старались создать его отражение – каждый по-своему. 

«В каждой музыке Бах» – писал Иосиф Бродский и был прав. Кто-то, как голландский органист Оскар Верман, пытался почти буквально заимствовать баховские темы, формы и приемы сочинения. Другие, как Леош Яначек и Сезар Франк, сохраняли дух баховской музыки, сочетание конструктивной точности и импровизационной смелости. А третьи, подобно Ференцу Листу, воздвигали на основе строгих композиций Баха монументальные творения, поражающие размахом и романтической страстностью.

Ферруччо Бузони, легендарный пианист-виртуоз рубежа XIX-XX вв. считал: для того, чтобы создать новое музыкальное искусство необходимо извлечь квинтэссенцию из музыкальной культуры прошлого. И главным источником культуры прошлого для него был именно Бах. То же можно сказать о немецком органисте Карг-Элерте, только если Бузони органные сочинения перекладывал для рояля, то Карг-Элерт наоборот создавал органные версии клавирных сочинений. Но все они позволяют понять, каким мастера барокко хотели видеть музыканты романтического века.

Алексей Шевченко – ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005—2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Мария Успенская – преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов. Участвовала в международных мастер-классах и фестивалях, среди которых фестивали старинной музыки в Утрехте (Нидерланды, 2003) и Шопроне (Венгрия, 2005), в Брюгге (Бельгия, 2004), Хельсинки (Финляндия, 2006), Earlymusic в Санкт-Петербурге (2006–2008). Выступала с такими музыкантами, как А. Любимов, М. Чанс, Т. Гринденко, Я. тер Линден, М. Пекарский и др. Автор идеи и организатор ежегодного цикла концертов «Грани эпох», проводящегося с начала 2003 г. в МГК.

 

В программе:

  1. И. С. Бах (1685 – 1750) – З. Карг-Элерт (1877 – 1933)

Фантазия и двойная фуга ля минор, BWV 904 для органа

  1. И. С. Бах – Ф. Бузони (1866 – 1924)

Токката, adagio и фуга до мажор для фортепиано, BWV 564

  1. Л. Яначек (1854 – 1928)

Две пьесы для органа (1884)

  1. И. С. Бах – Ф. Бузони

Хоральные прелюдии «Wachet auf ruft uns die stimme» BWV 645

                                               «Ich ruf zu Dir», BWV639 для фортепиано

  1. В. А. Моцарт (1756 – 1791)

Фантазия для органа – часов фа минор, К 608

  1. Ф. Лист (1811-1886)

Прелюдия  на тему  Баха из кантаты № 12 «Weinen, Klagen, Zorgen, Zagen»

фа минор для фортепиано

  1. О. Верман (1840 – 1906)

Пассакалия ми минор, ор. 95 для органа

  1. С. Франк (1822 – 1890)

Прелюдия, фуга и вариация си минор для органа и фортепиано, ор. 18

 

 

Читать дальше...
Исполнители

Мария Успенская

Мария Успенская – преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов. Участвовала в международных мастер-классах и фестивалях, среди которых фестивали старинной музыки в Утрехте (Нидерланды, 2003) и Шопроне (Венгрия, 2005), в Брюгге (Бельгия, 2004), Хельсинки (Финляндия, 2006), Earlymusic в Санкт-Петербурге (2006–2008). Выступала с такими музыкантами, как А. Любимов, М. Чанс, Т. Гринденко, Я. тер Линден, М. Пекарский и др. Автор идеи и организатор ежегодного цикла концертов «Грани эпох», проводящегося с начала 2003 г. в МГК.

Алексей Шевченко

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

клавесин орган рояль Бах И. С. Бузони Верман Лист Моцарт Франк Яначек
анонсы
2 декабря / 20:00
«Ренессанс-оркестр» Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров В программе: Дж. Габриэли, Ц. Гуссаго, Д. Таэджио, М. Преториус и музыка анонимных авторов
5 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
9 декабря / 20:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
Ближайшие концерты
2 декабря / 20:00 – 21:30
«Ренессанс-оркестр» Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров В программе: Дж. Габриэли, Ц. Гуссаго, Д. Таэджио, М. Преториус и музыка анонимных авторов
5 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
9 декабря / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00 – 20:30
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00 – 20:30
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
28 декабря / 19:00 – 20:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер – Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Дж. Б. Перголези, С. Рахманинов, Э. Л. Уэббер, К. Дженкинс, рождественские колядки и др.
30 декабря / 20:00 – 21:30
Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко В программе: В. А. Моцарт
31 декабря / 19:00 – 20:30
Даниэль Сальвадор, орган Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: музыка семьи Штраусов
1 января / 21:00 – 22:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
2 января / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
3 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко, орган
4 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, орган
6 января / 15:00 – 16:30
Василий Коростелев Даниэль Сальвадор Антонио Грамши
7 января / 21:00 – 22:30
заслуженная артистка республики Хакасия, лауреат международных конкурсов Екатерина Монисова, сопрано лауреат международных конкурсов Анна Юркова, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Вьерн, К. Сен-Санс, К. В. Глюк, Ф. Шуберт и др.
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
13 февраля / 20:00 – 21:30
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone