Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

5 июня / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

"Первый реквием" Реквием Йоханнеса Окегема. Российская премьера

5 июня / воскресенье, 19:00

Первый реквием

«Missa pro Defunctis» Йоханнеса Окегема

Российская премьера

 

Йоханнес Окегем (1410-1497) – один из величайших композиторов фламандской школы, каноник Собора Парижской Богоматери, композитор трёх французских королей.  Его «Missa pro Defunctis» стала первым многоголосным реквиемом в истории музыки, в России она прозвучит впервые. Благодаря блестящим молодым музыкантам, прекрасно владеющим приёмами исторического исполнительства, вся музыка в этот вечер будет звучать максимально близко к оригиналу и на инструментах той эпохи. Программу дополнят духовные сочинения современников Окегема и его учеников — композиторов Италии, Франции, Нидерландов и Германии XIV-XV веков.

 

Для большинства жителей нашей планеты единственный музыкальный синоним реквиема – «Реквием» Моцарта, заслуживший такую репутацию по праву. Но жанр заупокойной службы  более тысячи лет привлекает внимание композиторов. Более 3500 авторов создали более 5200 реквиемов – и это только то, что сохранилось, известно и учтено. С одной стороны, обилие реквиемов в истории музыки объясняется прикладной функцией жанра, ведь во все века человек стремился покинуть этот мир с честью, и тут музыкальная сторона была не менее важна, чем литургическая. С другой стороны, именно реквием стал музыкальной формой, в которой композиторы стремились воплотить свои мысли о жизни и смерти, запечатлеть картины мировых катастроф и апокалиптические настроения эпохи.

«Missa pro Defunctis» Йоханнеса Окегема, одного из лидеров великой нидерландской школы, – первый дошедший до нас Реквием, имя создателя которого известно. Окегем был не только величайшим музыкальным мастером, но и выдающимся математиком, ему принадлежит одно из чудес полифонии XV века – канон на тридцать шесть голосов. Виртуозное контрапунктическое искусство Окегема могло бы быть музыкальной иллюстрацией к известному изречению Леонардо да Винчи: «Наибольшую радость телу даёт свет солнца; наибольшую радость духу – ясность математической истины». Его  музыка, написанная более 500 лет назад, сегодня звучит необычайно современно.

 

Исполнители: Ансамбль старинной музыки Alta Capella – Иван Великанов (орган портатив), Михаил Оленев (сакбут), а также Анастасия Бондарева (сопрано), Владимир Красов (баритон)​.

 

Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, организатор Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance». С момента своего создания (2009) концертирует в России и за рубежом с сольными программами, выступает в рамках фестивалей. Задача ансамбля – знакомить русского слушателя с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV-XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Используя исключительно аутентичные инструменты, участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций. В исполнении ансамбля состоялись российские премьеры сочинений европейских композиторов и мировые премьеры сочинений, написанных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella.

 

Анастасия Бондарева (сопрано) с детства проявляла любовь к старинной музыке. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории по специальностям «орган» и «академическое пение», в настоящее время обучается в Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Специализируется на исполнении камерного вокального репертуара, в особенности музыки эпохи Ренессанса и раннего Барокко. Сотрудничала с ансамблями «Pratum Integrum» и «Alta Capella». Принимала участие в проектах известного английского специалиста по аутентичному исполнительству, арфиста и дирижера Э. Лоуренса-Кинга. Руководитель концертного вокального ансамбля «Ex Oriente Lux» при Католическом Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Лауреат вокальных и органных конкурсов.

 

Владимир Красов (баритон) – выпускник Московской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов. С 2015 г. преподаёт на кафедре «Дирижирование академическим хором» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Изучал стили исполнения музыки различных эпох, занимался старинными танцами. Участник мастер-классов Австрийской барочной академии, «Интерпретация вокально-инструментальной музыки XVII века» В. Дюместра, «Итальянское бельканто как техника виртуозного пения», мастер-классы по вокалу и ансамблю эпох Ренессанса и Барокко М. Мойона. Выступает как солист и ансамблист. Принимал участие в премьерах оперы С. Ланди «La morte d’Orfeo» (п/р Э. Лоуренса-Кинга), «Вечерни Пресвятой Девы Марии» К. Монтеверди, участвовал в презентации хора «MusicAeterna» п/р Т. Курентзиса, в программах IV и V Международных фестивалей музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (2014, 2015).

 

Иван Великанов – обучался в Московской консерватории на отделении композиции, также посещал класс органа, клавесина и симфонического дирижирования, в 2012 с отличием окончил факультет оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Г.Н. Рождественского). Участник мастер-классов по дирижированию К. Мазура, К. Кислера, Т. Курентзиса, Р. Норрингтона и др., а также по игре на клавесине, на органетто и цинке, по исполнению западноевропейской музыки XIV в.

В 2009 г. создал первый в России ансамбль старинных духовых инструментов Alta Capella и является его художественным руководителем. Выступает как мультиинструменталист в составе ансамбля и соло. С 2011 г. – организатор и художественный руководитель Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance, ежегодно проходящего в Москве. В 2014 г. основал Камерный оркестр Тарусы, в репертуаре которого музыка XVIII-XX вв., исполняемая в аутентичной манере на исторических инструментах. С 2014 г. – ассистент дирижёра в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где осуществил постановки оперы «Кроткая» Дж. Тавенера и балета «Расёмон. Вариации» Г. Варламова. Также дирижирует спектаклями «Знакомство с оркестром», «Путеводитель по оркестру», «Волшебная лампа Аладдина», проводит в Атриуме театра концерты старинной музыки.

 

Михаил Оленев (сакбут)окончил Московскую консерваторию (кафедра медных духовых инструментов) и аспирантуру (по специальности «Современная музыка»). Участник нескольких фестивалей духовых оркестров и ансамблей. Выступал в составе различных оркестров и музыкальных коллективов, среди них: оркестр Оперного театра Московской консерватории, народный оркестр «Садко» (2004-2005), Государственный академический ансамбль народного танца п/р И. Моисеева (2005-2006), ансамбль солистов «Студия новой музыки» при Центре современной музыки Московской консерватории (с 2008). Выступает в составе ансамбля Alta Capella (альт- и тенор-сакбут) с 2010 года. Принимал участие в мастер-классах проф. Мартина Любенова (2010, Гермерсхайм, Германия), проф. Стефана Леже (2010, 2011, 2012, Москва), проф. Вима Бекю (2011, Зальцбург, Академия старинной музыки, Бремен – Международная летняя академия, Моцартеум).

В программе:

Й. Окегем (1452-1497). Missa pro Defunctis
Introitus
Kyrie
Tractus
Offertorium

Аноним. La Spagna
Г. Дюфаи (1397-1474). Ave Maris Stella
Urbs Beata Jerusalem
Й. Окегем. Плач на смерть Жиля Биншуа «Miserere: Mors, tu as navre»

Ж. Депре (1450-1521). In flagellis
Плач на смерть Йоханнеса Окегема

Исполнители

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Ансамбль Alta Capella

Alta Capella – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, основан в 2009 г. Он знакомит слушателей с европейской музыкой XIV-XVII вв., используя исключительно аутентичные инструменты. В числе уникальных проектов ансамбля – преамбулы к выставкам ГМИИ («Прерафаэлиты», «Караваджо и последователи», «Кранахи»), ГТГ («Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана») и Центра дизайна ARTPLAY («БОСХ. Ожившие видения»). Alta Capella сотрудничает с такими выдающимися исполнителями, как А. Любимов, А. Гринденко, Д. Синьковский; является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (Москва, 2011-2016), в рамках которого состоялись российские премьеры «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди (2014) и музыкально-сценической версии средневековой поэмы XIV в. «Роман о Фовеле» (2015).

 

анонсы
23 мая / 20:00
Даниэль САЛЬВАДОР исполняет на историческом органе собора сочинения семнадцати (17!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна!
25 мая / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве — величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Масштабная проекция!
26 мая / 20:00
Лейпцигские кантаты Баха на период после Пасхи в очередном концерте грандиозного проекта Collegium Musicum и Олега РОМАНЕНКО — Все кантаты Баха с Романом НАСОНОВЫМ.
30 мая / 20:00
Доцент Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге Мария МОХОВА выстраивает шедевры Баха, Мендельсона и Регера как захватывающее музыкальное путешествие в Лейпциг.
2 июня / 19:00
Фестиваль «Лето в соборе» открывает блистательная и звонкая программа — солисты оркестра Большого театра, трубачи-виртуозы Степан БАЧЕВИЧ и Михаил ГАЙДУК в ансамбле органисткой Натальей УЖВИ исполняют знаменитые шедевры барокко.
Ближайшие концерты
23 мая / 20:00 – 21:30
Даниэль САЛЬВАДОР исполняет на историческом органе собора сочинения семнадцати (17!) разных Бахов — ближайших и дальних родственников Иоганна Себастьяна!
Билеты от 600₽
25 мая / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве — величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
26 мая / 20:00 – 21:30
Лейпцигские кантаты Баха на период после Пасхи в очередном концерте грандиозного проекта Collegium Musicum и Олега РОМАНЕНКО — Все кантаты Баха с Романом НАСОНОВЫМ.
Билеты от 600₽
30 мая / 20:00 – 21:30
Доцент Высшей школы церковной музыки в Гейдельберге Мария МОХОВА выстраивает шедевры Баха, Мендельсона и Регера как захватывающее музыкальное путешествие в Лейпциг.
Билеты от 800₽
2 июня / 19:00 – 20:30
Фестиваль «Лето в соборе» открывает блистательная и звонкая программа — солисты оркестра Большого театра, трубачи-виртуозы Степан БАЧЕВИЧ и Михаил ГАЙДУК в ансамбле органисткой Натальей УЖВИ исполняют знаменитые шедевры барокко.
Билеты от 800₽
6 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария Лесовиченко — орган Ансамбль солистов ADVANCE Художественный руководитель — Илья ЛОЛЕЙТ В программе: В. А. Моцарт и др.
Билеты от 800₽
8 июня / 18:00 – 19:30
Грандиозное звучание исторического органа и исповедальное соло голоса — испытать уникальный слушательский опыт предлагают органистка Анна ОРЛОВА и солистка ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Варвара КОТОВА.
Билеты от 800₽
9 июня / 19:00 – 20:30
Захватывающее музыкальное путешествие в сказочную Норвегию с бессмертной музыкой Эдварда Грига и масштабной проекцией.
Билеты от 800₽
13 июня / 20:00 – 21:30
Ко Дню португальского языка и сообщества португалоговорящих стран.
Билеты от 800₽
16 июня / 19:00 – 20:30
Александр ФИСЕЙСКИЙ – орган
Билеты от 800₽
20 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Мария БЛАЖЕВИЧ — орган В программе: И. С. Бах и авторские органные фантазии на темы рок-хитов The Beatles, Roxette, Scorpions, Deep Purple, Led Zeppelin и др.
Билеты от 1400₽
27 июня / 20:00 – 21:30
Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
29 июня / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Билеты от 1400₽
30 июня / 20:00 – 21:30
Ансамбль Collegium Musicum, Олег РОМАНЕНКО, Роман НАСОНОВ. В программе: кантаты BWV 37, BWV 194
Билеты от 600₽
4 июля / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаил в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 800₽
11 июля / 20:00 – 21:30
Играет Юлия ГЛАЗКОВА— орган 
Билеты от 800₽
14 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
18 июля / 20:00 – 21:30
Николай ЛЬГОВСКИЙ — гонги, плоские колокола-била Фёдор СТРОГАНОВ — орган
Билеты от 1400₽
1 августа / 20:00 – 21:30
лауреат международных конкурсов Фёдор СТРОГАНОВ орган, фортепиано
Билеты от 800₽
Работает на Cornerstone