Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

5 июня / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

"Первый реквием" Реквием Йоханнеса Окегема. Российская премьера

5 июня / воскресенье, 19:00

Первый реквием

«Missa pro Defunctis» Йоханнеса Окегема

Российская премьера

 

Йоханнес Окегем (1410-1497) – один из величайших композиторов фламандской школы, каноник Собора Парижской Богоматери, композитор трёх французских королей.  Его «Missa pro Defunctis» стала первым многоголосным реквиемом в истории музыки, в России она прозвучит впервые. Благодаря блестящим молодым музыкантам, прекрасно владеющим приёмами исторического исполнительства, вся музыка в этот вечер будет звучать максимально близко к оригиналу и на инструментах той эпохи. Программу дополнят духовные сочинения современников Окегема и его учеников — композиторов Италии, Франции, Нидерландов и Германии XIV-XV веков.

 

Для большинства жителей нашей планеты единственный музыкальный синоним реквиема – «Реквием» Моцарта, заслуживший такую репутацию по праву. Но жанр заупокойной службы  более тысячи лет привлекает внимание композиторов. Более 3500 авторов создали более 5200 реквиемов – и это только то, что сохранилось, известно и учтено. С одной стороны, обилие реквиемов в истории музыки объясняется прикладной функцией жанра, ведь во все века человек стремился покинуть этот мир с честью, и тут музыкальная сторона была не менее важна, чем литургическая. С другой стороны, именно реквием стал музыкальной формой, в которой композиторы стремились воплотить свои мысли о жизни и смерти, запечатлеть картины мировых катастроф и апокалиптические настроения эпохи.

«Missa pro Defunctis» Йоханнеса Окегема, одного из лидеров великой нидерландской школы, – первый дошедший до нас Реквием, имя создателя которого известно. Окегем был не только величайшим музыкальным мастером, но и выдающимся математиком, ему принадлежит одно из чудес полифонии XV века – канон на тридцать шесть голосов. Виртуозное контрапунктическое искусство Окегема могло бы быть музыкальной иллюстрацией к известному изречению Леонардо да Винчи: «Наибольшую радость телу даёт свет солнца; наибольшую радость духу – ясность математической истины». Его  музыка, написанная более 500 лет назад, сегодня звучит необычайно современно.

 

Исполнители: Ансамбль старинной музыки Alta Capella – Иван Великанов (орган портатив), Михаил Оленев (сакбут), а также Анастасия Бондарева (сопрано), Владимир Красов (баритон)​.

 

Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, организатор Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance». С момента своего создания (2009) концертирует в России и за рубежом с сольными программами, выступает в рамках фестивалей. Задача ансамбля – знакомить русского слушателя с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV-XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Используя исключительно аутентичные инструменты, участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций. В исполнении ансамбля состоялись российские премьеры сочинений европейских композиторов и мировые премьеры сочинений, написанных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella.

 

Анастасия Бондарева (сопрано) с детства проявляла любовь к старинной музыке. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории по специальностям «орган» и «академическое пение», в настоящее время обучается в Академии хорового искусства им. В.С. Попова. Специализируется на исполнении камерного вокального репертуара, в особенности музыки эпохи Ренессанса и раннего Барокко. Сотрудничала с ансамблями «Pratum Integrum» и «Alta Capella». Принимала участие в проектах известного английского специалиста по аутентичному исполнительству, арфиста и дирижера Э. Лоуренса-Кинга. Руководитель концертного вокального ансамбля «Ex Oriente Lux» при Католическом Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Лауреат вокальных и органных конкурсов.

 

Владимир Красов (баритон) – выпускник Московской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов. С 2015 г. преподаёт на кафедре «Дирижирование академическим хором» ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Изучал стили исполнения музыки различных эпох, занимался старинными танцами. Участник мастер-классов Австрийской барочной академии, «Интерпретация вокально-инструментальной музыки XVII века» В. Дюместра, «Итальянское бельканто как техника виртуозного пения», мастер-классы по вокалу и ансамблю эпох Ренессанса и Барокко М. Мойона. Выступает как солист и ансамблист. Принимал участие в премьерах оперы С. Ланди «La morte d’Orfeo» (п/р Э. Лоуренса-Кинга), «Вечерни Пресвятой Девы Марии» К. Монтеверди, участвовал в презентации хора «MusicAeterna» п/р Т. Курентзиса, в программах IV и V Международных фестивалей музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (2014, 2015).

 

Иван Великанов – обучался в Московской консерватории на отделении композиции, также посещал класс органа, клавесина и симфонического дирижирования, в 2012 с отличием окончил факультет оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Г.Н. Рождественского). Участник мастер-классов по дирижированию К. Мазура, К. Кислера, Т. Курентзиса, Р. Норрингтона и др., а также по игре на клавесине, на органетто и цинке, по исполнению западноевропейской музыки XIV в.

В 2009 г. создал первый в России ансамбль старинных духовых инструментов Alta Capella и является его художественным руководителем. Выступает как мультиинструменталист в составе ансамбля и соло. С 2011 г. – организатор и художественный руководитель Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance, ежегодно проходящего в Москве. В 2014 г. основал Камерный оркестр Тарусы, в репертуаре которого музыка XVIII-XX вв., исполняемая в аутентичной манере на исторических инструментах. С 2014 г. – ассистент дирижёра в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, где осуществил постановки оперы «Кроткая» Дж. Тавенера и балета «Расёмон. Вариации» Г. Варламова. Также дирижирует спектаклями «Знакомство с оркестром», «Путеводитель по оркестру», «Волшебная лампа Аладдина», проводит в Атриуме театра концерты старинной музыки.

 

Михаил Оленев (сакбут)окончил Московскую консерваторию (кафедра медных духовых инструментов) и аспирантуру (по специальности «Современная музыка»). Участник нескольких фестивалей духовых оркестров и ансамблей. Выступал в составе различных оркестров и музыкальных коллективов, среди них: оркестр Оперного театра Московской консерватории, народный оркестр «Садко» (2004-2005), Государственный академический ансамбль народного танца п/р И. Моисеева (2005-2006), ансамбль солистов «Студия новой музыки» при Центре современной музыки Московской консерватории (с 2008). Выступает в составе ансамбля Alta Capella (альт- и тенор-сакбут) с 2010 года. Принимал участие в мастер-классах проф. Мартина Любенова (2010, Гермерсхайм, Германия), проф. Стефана Леже (2010, 2011, 2012, Москва), проф. Вима Бекю (2011, Зальцбург, Академия старинной музыки, Бремен – Международная летняя академия, Моцартеум).

В программе:

Й. Окегем (1452-1497). Missa pro Defunctis
Introitus
Kyrie
Tractus
Offertorium

Аноним. La Spagna
Г. Дюфаи (1397-1474). Ave Maris Stella
Urbs Beata Jerusalem
Й. Окегем. Плач на смерть Жиля Биншуа «Miserere: Mors, tu as navre»

Ж. Депре (1450-1521). In flagellis
Плач на смерть Йоханнеса Окегема

Исполнители

Анастасия Бондарева

Оперная и камерная певица.
Окончила Академию хорового искусства имени В.С. Попова по специальности «академическое пение».  
Мастерство совершенствовала на мастер-классах Майкла Чанса, Бенджамина Бэгби, Марка Мойона, Жана-Франсуа Новелли.
Специализируется на исполнении музыки средневековья, ренессанса и барокко.
Участвует в крупных международных проектах, постановках европейских и отечественных барочных опер на сценах Эрмитажного театра (Санкт-Петербург), Московской филармонии, Санкт-Петербургской филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами старинной музыки (Alta Cappella, Pratum Integrum, Ensemble Labyrinthus, «Солисты Екатерины Великой», «Хронос», «Солисты барокко», Collegium Musicum), постоянный участник международных фестивалей ранней музыки и проекта «Все кантаты Баха» фонда Сollegium Musicum.

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Ансамбль Alta Capella

Alta Capella – первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, основан в 2009 г. Он знакомит слушателей с европейской музыкой XIV-XVII вв., используя исключительно аутентичные инструменты. В числе уникальных проектов ансамбля – преамбулы к выставкам ГМИИ («Прерафаэлиты», «Караваджо и последователи», «Кранахи»), ГТГ («Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана») и Центра дизайна ARTPLAY («БОСХ. Ожившие видения»). Alta Capella сотрудничает с такими выдающимися исполнителями, как А. Любимов, А. Гринденко, Д. Синьковский; является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (Москва, 2011-2016), в рамках которого состоялись российские премьеры «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди (2014) и музыкально-сценической версии средневековой поэмы XIV в. «Роман о Фовеле» (2015).

 

анонсы
24 ноября / 20:00
Ансамбль COLLEGIUM MUSICUM продолжает грандиозный проект, в рамках которого кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.
28 ноября / 20:00
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег РОМАНЕНКО В программе: В. А. Моцарт
30 ноября / 21:00
Лауреаты международных конкурсов Мила ФРАЁНОВА — сопрано Наталья УЖВИ — орган Константин КАЗНАЧЕЕВ — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, И. А. Хассе
1 декабря / 19:00
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган, рояль, клавесин
5 декабря / 20:00
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Ближайшие концерты
24 ноября / 20:00 – 21:45
Ансамбль COLLEGIUM MUSICUM продолжает грандиозный проект, в рамках которого кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.
Билеты от 600₽
28 ноября / 20:00 – 21:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег РОМАНЕНКО В программе: В. А. Моцарт
Билеты от 1400₽
30 ноября / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Мила ФРАЁНОВА — сопрано Наталья УЖВИ — орган Константин КАЗНАЧЕЕВ — скрипка Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, И. А. Хассе
Билеты от 1400₽
1 декабря / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган, рояль, клавесин
Билеты от 1400₽
5 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
8 декабря / 19:00 – 20:30
Один вечер, который стоит нескольких уникальных концертов! Три выдающихся органиста разных поколений и школ исполнят шедевры великого немецкого мастера на четырех разных органах.
Билеты от 1400₽
12 декабря / 20:00 – 21:30
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
14 декабря / 18:00 – 19:30
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
Билеты от 1400₽
15 декабря / 19:00 – 20:30
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Билеты от 1400₽
19 декабря / 20:00 – 21:30
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
Билеты от 600₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
26 декабря / 20:00 – 21:30
Государственный академический русский ХОР ИМЕНИ СВЕШНИКОВА БРАСС-АНСАМБЛЬ Российского Национального оркестра Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган
Билеты от 1400₽
28 декабря / 21:00 – 22:30
Самый необычный оркестр России Imperialis Orchestra.
Билеты от 1900₽
29 декабря / 18:00 – 19:20
Зимняя классика в новом звучании! Органный дуэт Artbene исполняет известные произведения, вдохновленные образами зимы,— от «Времен года» Вивальди до «Щелкунчика» Чайковского.
Билеты от 1400₽
29 декабря / 21:00 – 22:25
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев.
Билеты от 1400₽
31 декабря / 21:00 – 22:15
Новогоднее чудо под сводами собора! Завораживающее звучание стеклянной арфы под руками виртуоза Александра Лемешева в дуэте с органисткой Олесей Кравченко соединится с магией песочной анимации.
Билеты от 1900₽
1 января / 18:00 – 19:30
Авторский цикл. Концерт второй Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 1400₽
2 января / 15:00 – 16:15
Любимая новогодняя сказка об отважной маленькой Мари и заколдованном принце Щелкунчике, о Мышином короле и сказочном городе Конфитюренбурге оживет в музыке и волшебных картинах песочной анимации!
Билеты от 1400₽
2 января / 18:00 – 19:15
Авторские обработки музыки из мультфильмов студии Disney
Билеты от 1400₽
3 января / 15:00 – 16:25
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия ИКОННИКОВА — орган, Нина ГВАМИЧАВА — арфа, Олег МАТВЕЕВ — волынка, саксофон, гармоника
Билеты от 1400₽
5 января / 18:00 – 19:30
Органные сочинения на темы рождественских гимнов играет лауреат международных конкурсов, органистка Методистской церкви города Бомонт Екатерина ГОТСДИНЕР (Техас, США)
Билеты от 1400₽
5 января / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон, Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган, рояль
Билеты от 1400₽
6 января / 21:00 – 22:15
Играет лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солистка Томской государственный филармонии Мария Блажевич (орган)
Билеты от 1400₽
7 января / 15:00 – 16:15
Хоровая капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ», художественный руководитель и главный дирижер — Элдар АБАСОВ. Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган.
Билеты от 1400₽
Работает на Cornerstone