22 мая / воскресенье, 19:00
Во власти Барокко…
Причудливая эпоха, время разума и просвещения, роскоши и развлечений, риторики и неудержимой фантазии, Барокко по-прежнему манит нас тайнами и увлекает своими страстями. Время, отвергавшее суеверия и предрассудки, подарившее миру удивительные открытия, фантастическую архитектуру и оперный театр, стало одной из вершин музыкальной истории — не случайно шедевры композиторов Барокко по сей день пользуются невероятной популярностью. Великую музыку великих авторов исполняют блестящие молодые солисты, знающие толк и в барочных страстях, и в тонкостях исторического исполнительства.
Последние сто лет мы постепенно открываем для себя музыкальные миры Барокко, и теперь уже ясно, что это не нечто старинное, музейное, чопорное и далёкое от нас — музыка Барокко сегодня звучит едва ли не современней музыки нашего времени, и потому она так популярна.
Коллективный портрет эпохи в концерте складывается из фигур самых знаменитых и колоритных: Бах, Вивальди, Куперен, Фробергер и Букстехуде. Все они были не только Мастерами, но и новаторами, бунтарями, открывателями новых путей. В центре программы — жанр концерта, который был в то время особенно «парадным»: композиторы умели писать так, чтобы дать возможность блеснуть не только солисту (ему — само собой!), но и всем участникам. Такая совместная игра неизменно доставляет удовольствие и музыкантам, дружески соревнующимся друг с другом, и слушателям.
Концерт ля минор Вивальди хотя и не имеет названия, но не уступает «Временам года», а его же Концерт с солирующей скрипкой под названием «Il grosso Mogul» («Великий Могол») — это настоящая жемчужина, пусть не совсем восточная, но отличающаяся особым блеском и необычными красками. Сонату Вивальди для виолончели и basso continuo ля минор, так же, как и Сонату для виолы да гамба и облигатного клавесина Баха, музыканты извлекли из сокровищницы камерного репертуара; эта музыка сочетает наслаждение интеллектуальное и чувственное.
Франсуа Куперен, поставлявший музыку ко двору короля-солнца Людовика XIV, уже при жизни был удостоен титула «Великий». Его редко исполняемый Концерт № 7 из сборника «Объединённые вкусы, или Новые концерты» — яркий образец того, как французы умеют свои страсти укладывать в самую изысканную оправу. Ну а органные сочинения Фробергера и Букстехуде (последний справедливо считается главным предшественником и учителем Баха) знакомят с шедеврами северной и южной немецкой органной школы, без которых ландшафт эпохи был бы неполным.
Екатерина Назарова (скрипка) – окончила Московскую консерваторию и там же аспирантуру, лауреат всероссийских и международных конкурсов, стипендиат Европейской барочной академии и фонда «Русское исполнительское искусство». Солистка Ансамбля солистов «Эрмитаж» п/у А. Уткина (с 2008), артистка Государственного академического камерного оркестра России (с 2010). Выступает в городах России, Франции, Германии, Польши и других стран.
Анна Устюжанина (виолончель) – окончила РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов. С 2007 концертмейстер виолончельной группы в ансамбле солистов «Эрмитаж». С 2010 работает в Государственном академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимает участие в фестивалях камерной музыки: «Кремль музыкальный» и «Арт-Ноябрь» (Москва), фестиваль Святослава Рихтера (Таруса), «Шереметьевские сезоны в Останкине», фестиваль в усадьбе «Архангельское» (Москва) и др.
Андрей Бурков (альт) – окончил музыкальное училище им. Гнесиных, лауреат всероссийского конкурса. С 2008 участник ансамбля солистов «Эрмитаж», с 2010 работает в Государственном академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимает участие в различных фестивалях камерной музыки.
Станислав Грес (клавесин) – клавесинист, исполнитель на клавикорде и молоточковом клавире. Окончил аспирантуру Московской консерватории, специализировался на историческом исполнительстве, продолжал обучение на мастер-классах в Европе, лауреат международных конкурсов. Постоянный участник ансамблей «The Pocket Symphony» и «Эрмитаж», сотрудничает с Государственным академическим камерным оркестром России. Руководитель Учебно-методического объединения преподавателей органа и клавесина детских школ искусств Москвы. Сольные программы включают музыку мастеров Ренессанса и Барокко, в том числе редко звучащие произведения.
Константин Щеников-Архаров (лютня) – окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучался по классу гитары, композиции и исторического исполнительства (фортепиано, клавесин). Совершенствовался на мастер-классах европейских лютнистов, принимал участие в постановках под руководством Э. Лоуренс-Кинга. Играет на разных видах лютен и исторических гитарах (XIX в.), исполняя музыку разных эпох и стран. Один из основателей ансамбля «Reditus», организатор и музыкальный руководитель «Ренессанс-Оркестра Санкт-Петербурга», с 2014 –музыкальный руководитель фестиваля «Золотой век. Александрийская Карусель» (Петергоф). Участвовал во многих значимых мероприятиях Москвы и Санкт-Петербурга, связанных со старинной музыкой, выступал в музыке неакадемических жанров.
Григорий Кротенко (виолон) – окончил Московскую консерваторию и там же аспирантуру, победитель III Международного конкурса контрабасистов им. С. Кусевицкого. С 2010 преподаёт в Московской консерватории на кафедре виолончели и контрабаса. В 2003-2010 – артист Российского национального оркестра п/у М. Плетнёва. Участник ансамбля «The Pocket Symphony», играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов (виолон, виола да гамба). Регулярно сотрудничает с европейскими ансамблями исторически информированного исполнительства. С 2011 приглашён сэром Дж. Э. Гардинером в качестве концертмейстера контрабасов Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique. Является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» музыкальной лаборатории театра «Школа Драматического Искусства».
В программе:
Антонио Вивальди (1678-1741)
Концерт для струнных и basso continuo соль минор RV 153
Allegro – Andante – Allegro
Антонио Вивальди
Соната для виолончели и basso continuo ля минор RV 43
Largo – Allegro – Largo – Allegro
Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)
Токката FbWV 102
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Соната для виолы да гамба и облигатного клавесина ре мажор BWV 1028
Версия для альта
(Adagio) — (Allegro) — Andante — Allegro
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия (токката) соль минор BuxWV 163
Франсуа Куперен (1668-1733)
Концерт № 7 из сборника «Объединённые вкусы, или Новые концерты»
(Gravement et gracieusement)
Аллеманда — Сарабанда — Фугетта — Гавот — Сицилиана
Антонио Вивальди
Концерт для скрипки, струнных и basso continuo ре мажор «Il grosso Mogul» RV 208
Allegro — Recitativo (Grave) — Allegro