Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

22 мая / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

"Во власти барокко..."

22 мая / воскресенье, 19:00

Во власти Барокко…

Причудливая эпоха, время разума и просвещения, роскоши и развлечений, риторики и неудержимой фантазии, Барокко по-прежнему манит нас тайнами и увлекает своими страстями. Время, отвергавшее суеверия и предрассудки, подарившее миру удивительные открытия, фантастическую архитектуру и оперный театр, стало одной из вершин музыкальной истории — не случайно шедевры композиторов Барокко по сей день пользуются невероятной популярностью. Великую музыку великих авторов исполняют блестящие молодые солисты, знающие толк и в барочных страстях, и  в тонкостях исторического исполнительства.

Последние сто лет мы постепенно открываем для себя музыкальные миры Барокко, и теперь уже ясно, что это не нечто старинное, музейное, чопорное и далёкое от нас — музыка Барокко сегодня звучит едва ли не современней музыки нашего времени, и потому она так популярна.

Коллективный портрет эпохи в концерте складывается из фигур самых знаменитых и колоритных: Бах, Вивальди, Куперен, Фробергер и Букстехуде. Все они были не только Мастерами, но и новаторами, бунтарями, открывателями новых путей.  В центре программы — жанр концерта, который был в то время особенно «парадным»: композиторы умели писать так, чтобы дать возможность блеснуть не только солисту (ему — само собой!), но и всем участникам. Такая совместная игра неизменно доставляет удовольствие и музыкантам, дружески соревнующимся друг с другом, и слушателям.

Концерт ля минор Вивальди хотя и не имеет названия, но не уступает «Временам года», а его же Концерт с солирующей скрипкой под названием «Il grosso Mogul» («Великий Могол») — это настоящая жемчужина, пусть не совсем восточная, но отличающаяся особым блеском и необычными красками. Сонату Вивальди для виолончели и basso continuo ля минор, так же, как и Сонату для виолы да гамба и облигатного клавесина Баха, музыканты извлекли из сокровищницы камерного репертуара; эта музыка сочетает наслаждение интеллектуальное и чувственное.

        Франсуа Куперен, поставлявший музыку ко двору короля-солнца Людовика XIV, уже при жизни был удостоен титула «Великий». Его редко исполняемый Концерт № 7 из сборника «Объединённые вкусы, или Новые концерты» — яркий образец того, как французы умеют свои страсти укладывать в самую изысканную оправу. Ну а органные сочинения Фробергера и Букстехуде (последний справедливо считается главным предшественником и учителем Баха) знакомят с шедеврами северной и южной немецкой органной школы, без которых ландшафт эпохи был бы неполным.

Екатерина Назарова (скрипка) – окончила Московскую консерваторию и там же аспирантуру, лауреат всероссийских и международных конкурсов, стипендиат Европейской барочной академии и фонда «Русское исполнительское искусство». Солистка Ансамбля солистов «Эрмитаж» п/у А. Уткина (с 2008), артистка Государственного академического камерного оркестра России (с 2010). Выступает в городах России, Франции, Германии, Польши и других стран.

Анна Устюжанина (виолончель) – окончила РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов. С 2007 концертмейстер виолончельной группы в ансамбле солистов «Эрмитаж». С 2010 работает в Государственном академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимает участие в фестивалях камерной музыки: «Кремль музыкальный» и «Арт-Ноябрь» (Москва), фестиваль Святослава Рихтера (Таруса), «Шереметьевские сезоны в Останкине», фестиваль в усадьбе «Архангельское» (Москва) и др.

Андрей Бурков (альт) – окончил музыкальное училище им. Гнесиных, лауреат всероссийского конкурса. С 2008 участник ансамбля солистов «Эрмитаж», с 2010 работает в Государственном  академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимает участие в различных фестивалях камерной музыки.

Станислав Грес (клавесин) – клавесинист, исполнитель на клавикорде и молоточковом клавире. Окончил аспирантуру Московской консерватории, специализировался на историческом исполнительстве, продолжал обучение на мастер-классах в Европе, лауреат международных конкурсов. Постоянный участник ансамблей «The Pocket Symphony» и «Эрмитаж», сотрудничает с Государственным академическим камерным оркестром России. Руководитель Учебно-методического объединения преподавателей органа и клавесина детских школ искусств Москвы. Сольные программы включают музыку мастеров Ренессанса и Барокко, в том числе редко звучащие произведения.

Константин Щеников-Архаров (лютня) – окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучался по классу гитары, композиции и исторического исполнительства (фортепиано, клавесин). Совершенствовался на мастер-классах европейских лютнистов, принимал участие в постановках под руководством Э. Лоуренс-Кинга. Играет на разных видах лютен и исторических гитарах (XIX в.), исполняя музыку разных эпох и стран. Один из основателей ансамбля «Reditus», организатор и музыкальный руководитель «Ренессанс-Оркестра Санкт-Петербурга», с 2014 –музыкальный руководитель фестиваля «Золотой век. Александрийская Карусель» (Петергоф). Участвовал во многих значимых мероприятиях Москвы и Санкт-Петербурга, связанных со старинной музыкой, выступал в музыке неакадемических жанров.

Григорий Кротенко (виолон) – окончил Московскую консерваторию и там же аспирантуру, победитель III Международного конкурса контрабасистов им. С. Кусевицкого. С 2010 преподаёт в Московской консерватории на кафедре виолончели и контрабаса. В 2003-2010 – артист Российского национального оркестра п/у М. Плетнёва. Участник ансамбля «The Pocket Symphony», играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов (виолон, виола да гамба). Регулярно сотрудничает с европейскими ансамблями исторически информированного исполнительства. С 2011 приглашён сэром Дж. Э. Гардинером в качестве концертмейстера контрабасов Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique. Является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» музыкальной лаборатории театра «Школа Драматического Искусства».

В программе:

Антонио Вивальди (1678-1741)

Концерт для струнных и basso continuo соль минор RV 153

Allegro – Andante – Allegro

Антонио Вивальди 

Соната для виолончели и basso continuo ля минор RV 43

Largo – Allegro – Largo – Allegro

Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)

Токката FbWV 102 

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Соната для виолы да гамба и облигатного клавесина ре мажор BWV 1028

Версия для альта

(Adagio) — (Allegro) — Andante — Allegro

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Прелюдия (токката) соль минор BuxWV 163

Франсуа Куперен (1668-1733)

Концерт № 7 из сборника «Объединённые вкусы, или Новые концерты»

(Gravement et gracieusement)

Аллеманда — Сарабанда — Фугетта — Гавот — Сицилиана

Антонио Вивальди

Концерт для скрипки, струнных и basso continuo ре мажор «Il grosso Mogul» RV 208

Allegro — Recitativo (Grave) — Allegro

Читать дальше...
Исполнители

Станислав Грес

Станислав Грес (клавесин) – клавесинист, исполнитель на клавикорде и молоточковом клавире. Окончил аспирантуру Московской консерватории, специализировался на историческом исполнительстве, продолжал обучение на мастер-классах в Европе, лауреат международных конкурсов. Постоянный участник ансамблей «The Pocket Symphony» и «Эрмитаж», сотрудничает с Государственным академическим камерным оркестром России. Руководитель Учебно-методического объединения преподавателей органа и клавесина детских школ искусств Москвы. Сольные программы включают музыку мастеров Ренессанса и Барокко, в том числе редко звучащие произведения.

Станислав Грес

Станислав Грес (клавесин) – клавесинист, исполнитель на клавикорде и молоточковом клавире. Окончил аспирантуру Московской консерватории, специализировался на историческом исполнительстве, продолжал обучение на мастер-классах в Европе, лауреат международных конкурсов. Постоянный участник ансамблей «The Pocket Symphony» и «Эрмитаж», сотрудничает с Государственным академическим камерным оркестром России. Руководитель Учебно-методического объединения преподавателей органа и клавесина детских школ искусств Москвы. Сольные программы включают музыку мастеров Ренессанса и Барокко, в том числе редко звучащие произведения.

Григорий Кротенко

Григорий Кротенко (виолон) – окончил Московскую консерваторию и там же аспирантуру, победитель III Международного конкурса контрабасистов им. С. Кусевицкого. С 2010 преподаёт в Московской консерватории на кафедре виолончели и контрабаса. В 2003-2010 – артист Российского национального оркестра п/у М. Плетнёва. Участник ансамбля «The Pocket Symphony», играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов (виолон, виола да гамба). Регулярно сотрудничает с европейскими ансамблями исторически информированного исполнительства. С 2011 приглашён сэром Дж. Э. Гардинером в качестве концертмейстера контрабасов Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique. Является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» музыкальной лаборатории театра «Школа Драматического Искусства».

Анна Устюжанина

Анна Устюжанина (виолончель) – окончила РАМ им. Гнесиных, лауреат международных конкурсов. С 2007 г. концертмейстер виолончельной группы в ансамбле солистов «Эрмитаж». С 2010 г. работает в Государственном академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимаем участие в фестивалях камерной музыки, в том числе «Арт-Ноябрь» (Москва), фестиваль Святослава Рихтера (Таруса), «Шереметьевские сезоны в Останкине» (Москва), фестивали в усадьбе «Архангельское», фестиваль «Кремль музыкальный» (Москва) и др.

Андрей Бурков

Андрей Бурков (альт) – окончил музыкальное училище им. Гнесиных, лауреат Всероссийского конкурса. С 2008 г. участник ансамбля солистов «Эрмитаж», с 2010 г. работает в Государственном  академическом камерном оркестре России п/у А. Уткина. Принимает участие в различных фестивалях камерной музыки.

альт виолон виолончель клавесин лютня скрипка Бах И. С. Букстехуде Вивальди Телеман
анонсы
2 декабря / 20:00
«Ренессанс-оркестр» Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров В программе: Дж. Габриэли, Ц. Гуссаго, Д. Таэджио, М. Преториус и музыка анонимных авторов
5 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
9 декабря / 20:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
Ближайшие концерты
2 декабря / 20:00 – 21:30
«Ренессанс-оркестр» Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров В программе: Дж. Габриэли, Ц. Гуссаго, Д. Таэджио, М. Преториус и музыка анонимных авторов
5 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
9 декабря / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00 – 20:30
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00 – 20:30
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
28 декабря / 19:00 – 20:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер – Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Дж. Б. Перголези, С. Рахманинов, Э. Л. Уэббер, К. Дженкинс, рождественские колядки и др.
30 декабря / 20:00 – 21:30
Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко В программе: В. А. Моцарт
31 декабря / 19:00 – 20:30
Даниэль Сальвадор, орган Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: музыка семьи Штраусов
1 января / 21:00 – 22:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
2 января / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
3 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко, орган
4 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, орган
6 января / 15:00 – 16:30
Василий Коростелев Даниэль Сальвадор Антонио Грамши
7 января / 21:00 – 22:30
заслуженная артистка республики Хакасия, лауреат международных конкурсов Екатерина Монисова, сопрано лауреат международных конкурсов Анна Юркова, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Вьерн, К. Сен-Санс, К. В. Глюк, Ф. Шуберт и др.
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
13 февраля / 20:00 – 21:30
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone