26 июня / воскресенье, 19:00
Токката
Из истории органных жанров
Алексей Шмитов (орган)
Концерт выдающегося российского органиста Алексея Шмитова — редкая возможность услышать в один вечер дюжину великих органных сочинений. Очередная программа его просветительского цикла посвящена одному из самых популярных, эффектных и блестящих жанров — токкате. И хотя вы не услышите знаменитую Токкату и фугу ре минор Баха, захватывающее путешествие, в которое приглашает Алексей Шмитов, подарит калейдоскоп органных шедевров от барокко до современности, от суровых пьес старых мастеров, через ослепительный блеск токкат французских романтиков в необычные миры современной музыки. За полтора часа вся история органной музыки предстанет перед вами, как на ладони.
Если вы до сих пор думаете, что барочные композиторы слишком скучны и серьезны, то концерт развеет этот миф. Хотя все великие музыканты, заявленные в первой части программы, были церковными органистами, они знали толк не только в красоте и совершенных пропорциях, но и знали, как увлечь публику, как подать орган во всей звуковой красе. Когда Фрескобальди заступил на должность органиста собора св. Петра в Риме, послушать его игру собрались 30 тысяч человек! Его ученик Фробергер в качестве диплома объехал пол-Европы и не раз становился победителем музыкальных поединков, столь любимых в то время. Харизматичный и предприимчивый Букстехуде, умевший, как никто, исполнить органные импровизации ногами, придумал традицию вечерних церковных концертов: он сумел привлечь меценатов и потому не только блистал сам, но и приглашал многих знаменитых музыкантов. Среди посетителей его Musickabend и «заочных» учеников — Иоганн Себастьян Бах, который сумел превзойти своего учителя и стать признанным королем органной музыки.
В середине XIX века центр органной музыки сместился из Италии и Германии во Францию, где мастера начали строить большие романтические органы — звуковые громады, которые могли соперничать с симфоническим оркестром. Органисты-виртуозы, такие как Боэльман и Видор, водили дружбу с органными мастерами и, конечно, стремились тут же воплотить в жизнь все невероятные звуковые достижения. Вьерн, слепой органист собора Нотр-Дам, обладал даром сочинять не просто виртуозные пьесы, а настоящие музыкальные картины, брызжущие яркими красками. Находки французских романтиков с радостью подхватили композиторы ХХ столетия: и не важно, писали они музыку сложную или демократичную — сам орган всегда помогал им создавать нечто необычное и захватывающее.
Алексей Шмитов — выдающийся российский органист и композитор. Лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Он выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение несколько лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В репертуаре органиста романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко.
В программе:
Дж. Фрескобальди (1583-1643). Токката и канцона in d
И. Фробергер (1616-1667). Токката ХVIII фа мажор
Д. Букстехуде (1637-1707). Токката ре минор
И. Л. Кребс (1713-1780). Токката и фуга ми мажор
И. С. Бах (1685-1750). Токката и фуга «Дорийская»
Л. Боэльман (1862-1897). Молитва и Токката из «Готической сюиты»
Ш. М. Видор (1844-1937). Adagio и Токката из Симфонии №5 ор.42№1
П. А. Йон (1883-1943). Юмореска (Токкатина для флейт)
Л. Вьерн (1870-1937). Токката
Фл. Петерс (1903-1986). Токката, фуга и гимн «Ave Maris Stella»
Й. Йонген (1873-1953). «Маленькая пьеса» и Токката