Арво Пярт — один из самых исполняемых композиторов нашего времени. Духовная тема давно стала главной и единственной в вокальном творчестве Пярта, а главным словом – Слово Божье. «Он создал такой стиль, который лечит раны нашего века. Его музыка – это полный уход внутрь себя и полное постижение душой непостижимого божества», — говорит о нем выдающийся дирижёр Саулюс Сандецкис.
Пройдя в молодости через увлечение авангардными техниками, Пярт очень скоро обрёл собственное неповторимое «слово» в музыке. Свой новый стиль, основанный на простейших звуковых элементах, он назвал tintinnabuli (от латинского слова «колокольчики») и охарактеризовал его как «бегство в добровольную бедность». Но, при кажущейся простоте, в комбинировании двух-трёх нот для него заключена вселенская тайна.
Завораживающее благозвучие музыки Пярта имеет глубокое духовное основание и является, по убеждению композитора, отражением благозвучия космоса. Сочинение музыки для него — духовное служение, полное смирения и самоотречения.
Идея концерта 1 октября — стилевые перекрёстки: помимо хоровых сочинений Арво Пярта будет звучать духовная музыка XVIII века (фрагменты из знаменитого «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези и духовные арии И. С. Баха).
Концерт подготовлен при участии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Посольства Эстонии в Москве, Фонда Развития Творческих Инициатив и Collegium musicum.
Камерный хор Московской консерватории создан в 1994 г. выдающимся хоровым дирижёром современности, народным артистом России, профессором Б. Г. Тевлиным (1931-2012). Главное творческое направление коллектива — исполнение сочинений отечественных и зарубежных композиторов XX-XXI веков, в их числе: Э. Денисов, И. Стравинский, А. Шнитке, А. Шёнберг, С. Губайдулина, Г. Канчели, А. Пярт, А. Чайковский, Р. Щедрин, К. Пендерецкий, Дж. Тавенер, Э. Ллойд-Уэббер и мн. др.
Коллектив – лауреат множества международных конкурсов, в том числе: «Grand Prix» и две золотые медали Международного конкурса хоров в Рива дель Гарда (Италия, 1998), три золотые медали World Choir games (Латвия, 2014); I премия и Золотая медаль I Международного конкурса хоров им. Брамса в Вернигероде (Германия, 1999). Он ежегодно принимает участие в крупнейших мировых фестивалях, аудиозаписи Камерного хора неоднократно удостаивались престижных наград, дискография коллектива включает сочинения П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Р. Леденёва, Р. Щедрина, К. Пендерецкого, Дж. Тавенера и многих других авторов разных эпох.
С августа 2012 года художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории – доцент Александр Соловьёв, обладатель Гранта Президента РФ в области культуры и искусства, ближайший сподвижник профессора Б. Г. Тевлина.
Валерия Пфистер (меццо-сопрано) — окончила Московский государственный институт музыки им. А. Шнитке. Лауреат I премии Международного конкурса юных вокалистов «Bella Voce» (2006). Сотрудничала с Государственной капеллой Москвы п/р В. Судакова, работала в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. С 2003 г. — солистка театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. В репертуаре певицы широкий диапазон партий, среди которых Кончаковна («Князь Игорь»), Ольга («Евгений Онегин»), Лель («Снегурочка»), Адальжиза («Норма»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Стефано («Ромео и Джульетта») и многие другие.
Евгения Кривицкая (орган) — известная органистка и музыковед, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ, научный сотрудник Государственного института искусствознания. Как органистка принимает участие в концертах различных музыкальных коллективов. С 1990 года постоянно выступает с концертами в России, Польше, Болгарии, Франции, Швейцарии.
Шеф-редактор Артистического департамента Московской консерватории, основатель и главный редактор журнала «Орган» (с 2009), главный редактор журнала «Музыкальная жизнь».
Денис Голубев (гобой) — выпускник РАМ им. Гнесиных и аспирантуры МГК им. Чайковского. Был солистом Малого симфонического оркестра Московской филармонии, Государственной академической симфонической капеллы России, ансамбля «Студия новой музыки», гастролировал в составе симфонических и камерных оркестров в США, Европе и Азии.
С 2005 г. — солист оркестра Московского театра «Новая опера». Как исполнитель на барочном и классическом гобое работал в оркестрах «Pratum Integrum» и «Musica Viva». С 2000 г. совместно с Институтом культуры Италии в Москве и при поддержке посольства Итальянской республики в РФ проводит цикл концертов «Италия и Россия на протяжении веков».
Программа:
А. Пярт (*1935)
«Семь антифонов к Магнификату» для хора a’capella
«Salve Regina» для хора и органа
Дж. Б. Перголези (1710-1736). «Stabat Mater», фрагменты
И. С. Бах (1685-1750). Три духовные арии для органа, голоса и гобоя