9 августа / воскресенье, 19:00
Библейские песни
В центре программы — вокальный цикл «Библейские песни» Антонина Дворжака. «Это — лучшее, что я создал в данной области», — говорил композитор. «Библейские песни» стали одной из вершин творчества Дворжака, глубина содержания и мудрая простота выразительных средств выделяют их из всей вокальной лирики композитора.
Цикл из десяти «Библейских песен» был написан Дворжаком в марте 1894 года, вскоре после премьеры его знаменитой симфонии «Из Нового Света». Первые счастливые годы пребывания композитора в Америке сменились личным кризисом, связанным со смертью двух дорогих друзей: П. И. Чайковского и Ганса фон Бюлова, известного пианиста и дирижёра. Будучи глубоко религиозным человеком, Дворжак искал спасения в вере — и в музыке. В качестве текста для нового произведения он избрал старочешский перевод Псалмов Давида из знаменитой Кралицкой Библии 1579 года. Композитор сам составил тексты, соединив в них отдельные строфы разных псалмов.
«Библейские песни» были созданы Дворжаком в результате невероятного творческого всплеска всего за 21 день. По своему настроению они сродни его кантате «Stabat Mater».
Органную часть программы составили сочинения четырех крупнейших немецких мастеров: Букстехуде, Баха, Мендельсона и Регера. Музыка Иоганна Себастьяна Баха и его великого предшественника и учителя Дитриха Букстехуде воплощает вершинные достижения северонемецкой органной школы времен барокко. Созданная для церкви, она заключает в себе высокие духовные истины, без которых немыслимо творчество этих двух композиторов.
Феликс Мендельсон, спустя почти столетие подхвативший традицию органной музыки, ушедшую со смертью Баха, научил орган говорить языком романтической эпохи. Оставаясь верным заветам старых мастеров, он смог вдохнуть новую жизнь в орган и доказать, что инструмент, считавшийся «прикладным», церковным, и в XIX веке может быть современным. А на рубеже XIX-XX веков, уже для большого романтического органа, создавал свои шедевры Макс Регер — органист и композитор, преклонявшийся, как и Мендельсон, перед именем Баха и самозабвенно преданный органу.
Павел Баранский (баритон) – звезда оперного Олимпа мирового уровня, участник множества профессиональных фестивалей классической музыки, обладатель Гран-при конкурса оперных певцов в Германии в 2000 году, лауреат международных конкурсов, а также бывший ведущий солист и исполнитель основных баритональных партий в Оперном театре Гамбурга. Известен как яркий драматический артист, обладающий необыкновенно красивым тембром голоса.
Лилия Якушева (орган, фортепиано) — молодая российская органистка и композитор. Начинала профессиональное обучение как пианистка в Курске, была стипендиатом фонда по поддержке талантливой молодежи, обладатель Гран-при областных конкурсов, лауреат Всероссийского и международных конкурсов. Заниматься игрой на органе стала самостоятельно с четырнадцати лет в курском Римско-католическом храме Успения Божьей Матери, где и сейчас продолжает выступать с сольными концертами. С 2013 г. — студентка РАМ им. Гнесиных на кафедрах истории и теории музыки, композиции и органа.
Программа:
Д. Букстехуде (1637–1707). Прелюдия ре минор, BuxWV 140
И. С. Бах (1685–1750). Хорал «Nun komm der Heiden Heiland», BWV 659
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564
А. Дворжак (1841–1904). «Библейские песни»
Ф. Мендельсон (1809–1847). Соната фа минор, соч. 65, № 1
М. Регер (1873–1916). «Рождество» из цикла «Семь пьес» op. 145
Хоральная фантазия «Wie schön leuchtet der Morgenstern»