16 августа / воскресенье, 19:00
Бах и Букстехуде
Второй концерт цикла «Великие органные традиции Германии»
По легенде, молодой Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком 400 км из Арнштадта в Любек, чтобы послушать игру Дитриха Букстехуде, признанного величайшим органистом своего времени. Баху тогда было двадцать, Букстехуде — почти семьдесят. Несмотря на огромную разницу не только в возрасте, но и профессиональном статусе, Букстехуде сразу увидел в молодом музыканте выдающееся дарование и называл его «дорогой собрат».
Многому — от строения органа до законов органной композиции — Бах научился именно у Букстехуде за те четыре месяца, которые провёл рядом со старшим мастером. Неслучайно в их музыке столько перекличек: общие жанры, темы, архитектура музыкальной формы и способы развития музыкальной материи. Сочинения двух гениев исполняет известный российский органист, лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов.
Букстехуде справедливо называют главным предшественником и учителем Баха. Но сколь бы ни были близки два композитора, всё-таки они были музыкантами разных поколений. И Баху суждено было превзойти своего наставника: он перенял у него всё самое лучшее и ценное и в своих органных сочинениях довёл до невиданного прежде совершенства.
Программа, которую предлагает Фёдор Строганов, даёт редкую возможность словно под увеличительным стеклом рассмотреть музыкальные связи между двумя великими органистами и композиторами. Что для этого нужно? Взять три самых важных для северонемецкой органной школы жанра — прелюдия и фуга, пассакалья, хоральная прелюдия — и внимательно вслушаться, чем же отличаются созданные по одним лекалам сочинения этих мастеров. Возможно, музыка Букстехуде покажется более простой и строгой, а произведения Баха — более смелыми, масштабными и захватывающими невероятной силой эмоционального воздействия. Но баховские достижения немыслимы без того фундамента, который заложил его старший коллега.
Особенно интересно сравнить две пассакальи, ведь именно этот жанр в органной традиции по праву считается наиболее показательным, в нём легко оценить фантазию, техническое совершенство композитора и знание им всех возможностей органа. Каждый из этих двух композиторов написал свою великую органную пассакалью. Сочинение Букстехуде будет открывать концерт, а знаменитое творение Баха его завершит.
Фёдор Строганов — российский органист, клавесинист, композитор, преподаватель Московской консерватории, член Союза композиторов России. Стажировался в Парижской национальной консерватории. Лауреат международных конкурсов.
Более 20 лет ведет обширную концертную деятельность, исполняя органные произведения композиторов эпохи барокко, романтизма, а также собственные сочинения. В 1997-2009 — солист Московской филармонии, органист и клавесинист ансамбля «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко, с которым продолжает сотрудничать по сей день.
Выступал со многими творческими коллективами, среди них: Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, РНО, Большой театр, оркестр «Русская филармония», камерные оркестры «Эрмитаж», «Kremlin», «The Pocket Symphony», «Musica Viva», ансамбли «Орфарион», «Musica Poetica» (Швейцария), «Telemann Consort Moscow», Московский Синодальный хор, Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест» и мн. др.
«В игре Фёдора Строганова всегда присутствует интеллектуальное начало, проявляющееся прежде всего в строгом соподчинении целого и деталей, точном и вместе с тем образном и эмоционально насыщенном прочтении авторского текста» (профессор А. Б. Любимов).
Д. Букстехуде (1637-1707)
Пассакалья ре минор
Три хоральные прелюдии
И. С. Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми минор
Три хоральные прелюдии из «Органной книжечки»
Д. Букстехуде
Прелюдия и фуга фа-диез минор
Хоральная партита «Mit Fried und Freud ich fahr dahin»
И. С. Бах
Пассакалья до минор