В рамках V Международного фестиваля музыки эпохи Возрождения La Renaissance
Венецианский собор Св. Марка — уникальный случай в истории, когда архитектура собора и его внутреннее убранство подсказывали композиторам новые музыкальные формы и удивительные находки в области звуковых эффектов. Капельмейстерами и органистами собора были все величайшие музыканты Венеции.
В XVI веке Венеция стала одним из главных культурных центров Европы. Вслед за достижениями великих венецианских художников Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне и Тициана, наступило время расцвета «венецианской школы» и в музыке. Появление совершенно особого венецианского стиля напрямую было связано с центром музыкальной жизни города — великолепным собором Святого Марка. Хоры для музыкантов, так же, как и два органа, располагались в нём друг напротив друга, и в огромном пространстве собора это давало возможность для необычных акустических экспериментов. Звуку требовалось время, чтобы «перелететь» с одной галереи на другую, и этот эффект вдохновил Адриана Вилларта (нидерландского мастера, работавшего в Венеции) на создание антифонного стиля, когда хор и ансамбль то вступают поочередно, как эхо, то сливаются в едином звучании.
Эту технику Вилларт передал своему ученику Андреа Габриели (1532/33-1585), а тот, в свою очередь, своему племяннику Джованни Габриели (1554-1557), которого называли «музыкальным Тицианом Венеции». Их традиции продолжили капельмейстер собора Джованни Кроче (1557-1609) и органист Клаудио Меруло (1533-1609).
Подобно архитектуре собора, музыкальные произведения были сложны и эффектны, что требовало от исполнителей высочайшего мастерства. Но именно это и определило неповторимость стиля венецианской школы и её огромное влияние на композиторов всей Европы.
6 сентября ансамбль старинной музыки Alta Capella, профессор Высшей школы искусств города Бремен Манфред Кордес и его студенты постараются воссоздать в соборе свв. Петра и Павла необыкновенную атмосферу Сан-Марко и удивительное звучание музыки композиторов венецианской школы.
Программа исполняется на исторических музыкальных инструментах.
Манфред Кордес — профессор Высшей школы искусств города Бремен, художественный руководитель ансамбля «Weser Renaissance Bremen». Изучал церковную музыку, классическую филологию и вокальную педагогику, затем преподавал теорию музыки в Гронингене (Нидерланды). С 1985 года руководил вокальным ансамблем Forum Alte Musik в Бремене, с которым вёл обширную концертную деятельность. Позднее основал ансамбль «Weser Renaissance Bremen», специализирующийся на исполнении музыки XVI-XVII вв. от Жоскена Депре до Дитриха Букстехуде. В 1986 году в качестве преподавателя теории музыки, контрапункта и ансамбля Манфред Кордес принял участие в создании в создании бременской Академии стариной музыки, с 1994 года — профессор Высшей школы искусств.
Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) — первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. С момента своего создания (2009) ансамбль концертирует в России и за рубежом, выступая с сольными программами, в рамках фестивалей, а также является организатором Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance».
Задача ансамбля — знакомить русского слушателя с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV-XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. В его состав входят выпускники, студенты и аспиранты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Используя исключительно аутентичные инструменты (сакбуты, кулисная труба, а также цинки, шалмеи, бомбарды, дульциан) и отрешившись от исполнительского опыта последних трех столетий, участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций.
В исполнении ансамбля состоялись российские премьеры сочинений европейских композиторов и мировые премьеры сочинений, написанных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella.
Материалы для скачивания: