Романтики и Бах
26 июля, воскресенье 19:00
Играет Мария Черепанова, орган
Для всех романтиков встреча с органом начиналась именно с Баха; не будь его — возможно, совсем иначе сложилась бы судьба органной музыки в XIX веке. О романтической органной традиции и её параллелях с музыкой великого предшественника рассказывает программа замечательной московской органистки Марии Черепановой.
Первым, кто начал возвращение музыки Баха из забвения, — ведь более 70 лет после смерти великого кантора о нём почти не вспоминали! — был Феликс Мендельсон. Говорили даже, что если Бах — Бог, то Мендельсон — его пророк. Он не только вместе с Шуманом стал основателем Баховского общества в Лейпциге, не только страстно пропагандировал музыку своего великого предшественника, но и начал возрождать органную культуру. Итогом стали шесть органных сонат, в которых Мендельсон смог органично соединить романтический музыкальный язык со старыми органными традициями. Третья соната прозвучит в концерте.
Вслед за Мендельсоном к активной разработке жанров органной музыки приступил Готфрид Риттер, который начинал карьеру органиста и композитора в Веймаре — городе, где прошёл первый период зрелой творческой жизни Баха. С юных лет изучал он музыку Баха и не раз использовал его темы в своих сочинениях.
Музыка Баха привела к встрече с органом и другого великого немца, Иоганнеса Брамса. Он стал первым, кто после Баха создал великий цикл хоральных обработок для органа. «11 хоральных прелюдий», написанные менее чем за год до смерти, стали его «лебединой песней», в них композитор говорит о неизбежности смерти, но без отчаяния, а с ожиданием вечного покоя в лучшем из миров. В программе концерта будут исполнены два хорала.
Влияние Баха простиралось и за пределы Германии. О музыке Сезара Франка, выдающегося представителя французской органной школы, Лист воскликнул: «Этим поэмам предназначено место рядом с шедеврами Себастьяна Баха!». В середине XIX века именно Франк возродил искусство органной импровизации, в котором ему, как в своё время и Баху, не было равных. В исполнении Марии Черепановой прозвучит знаменитый Хорал си минор.
Жизнь и творчество Макса Регера, крупнейшего немецкого органиста и композитора позднего романтизма, были неразрывно связаны с музыкой и именем Баха. Недаром он говорил: «Бах для меня — начало и конец всякой музыки».
Центральной осью концертной программы станет монументальная и торжественная Прелюдия и фуга до мажор для органа самого Иоганна Себастьяна Баха.
Мария Черепанова — концертирующий органист, лауреат всероссийских и международных органных конкурсов и фестивалей, преподаватель по классу органа в МССМШ им. Гнесиных (с 2013). Лауреат премии Правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (2014). Студентка Московской консерватории по классу органа (проф. Н. Н. Гуреева-Ведерникова), принимала участие в мастер-классах выдающихся органистов современности: Т. Троттера, Р. Прието-Рамиреса, У. Вальтера, Л. Ломанна.
Программа:
Ф. Мендельсон (1809–1847). Соната №3 A-dur, op. 65
С. Франк (1822–1890). Хорал №2 h-moll, FWV 39
И. Брамс (1833–1897). Хоральная прелюдия «Schmücke dich, o liebe Seele», op. 122
И. С. Бах (7685–1750). Прелюдия и фуга C-dur, BWV 547
М. Регер (1873–1916). «Benedictus» op.59
И. Брамс. Хоральная прелюдия «Herzlich tut mich verlangen», ор.122
А. Г. Риттер (1811-1885). Соната №3 a-moll, ор.23