Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

12 июля / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

"Битва Давида и Голиафа". Дуэт скрипки и органа

«Битва Давида и Голиафа» — не состязание скрипки и органа, как можно было бы предположить: скрипка действительно выглядит прекрасным юношей на фоне гиганта-органа. Это название одной из «Библейских сонат» немецкого композитора Иоганна Кунау. Во времена барокко было в моде изображение разнообразных сюжетов языком звуков, и композиторы старались превзойти друг друга в музыкальных фантазиях. 

В этой необычной программе много малоизвестных, но важных для своего времени имён. Шмельцер, Бибер и Пандольфи Меалли были не только композиторами, но и скрипачами; благодаря их пьесам мы знаем, как мастерски владели скрипкой музыканты уже в XVII веке. Австриец Иоганн Шмельцер сумел добиться признания и славы в области скрипичной музыки — там, где в это время практически безраздельно властвовали итальянцы. Все мы знаем легенду о том, как на одной струне играл великий Паганини. Между тем Шмельцер ещё в 1664 году издал сборник «Sonatae unarum fidium seu a violino solo», что значит «Сонаты на одной струне для скрипки соло». 

Ученик Шмельцера Генрих фон Бибер продолжил линию своего учителя: его скрипичные сочинения потрясают воображение виртуозностью и обилием технических «хитростей». При этом современников покоряла мистическая глубина и многозначность музыки Бибера. Наиболее известен его цикл сонат-мистерий под названием «Розарий», повествующий о событиях из жизни Девы Марии. Одна из них прозвучит в концерте. 

А вот о жизни итальянского скрипача и композитора Джованни Пандольфи Меалли почти ничего не известно. Зато одна из его двенадцати сохранившихся скрипичных сонат, «La Cesta», прочно вошла в репертуар музыкантов ХХ века. 

Франсуа Куперен, Томас Морли и Ян Питерсзон Свелинк представляют три школы органной музыки эпохи барокко — французскую, английскую и нидерландскую, и в их сочинениях, как под увеличительным стеклом, мы видим своеобразие каждой национальной традиции. Почти вся жизнь Куперена прошла в Париже и Версале: великий придворный музыкант, он запечатлел в своих сочинениях изящество и блеск французского королевского двора. Морли, современник и, возможно, друг Шекспира, отразил дух легендарной Елизаветинской эпохи, принесшей на туманный Альбион взлёт во всех областях искусства. А Свелинк, которого современники с любовью называли «амстердамским Орфеем», был знаменит во всей северной Европе, и особенно в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы Преториус, Шайдт, Шайдеман и др. В строгих и простых композициях старого мастера черпали вдохновение несколько поколений композиторов и органистов. 

Загадочный «Граунд Герцога Норфолкского» добавляет программе интриги, а музыка Баха венчает своим совершенством всю эпоху. 

Известные и забытые шедевры старинной музыки представляют лауреаты международных конкурсов Сергей Фильченко (скрипка) и Мария Лесовиченко (орган). 

 

 

Сергей Фильченко — скрипач, альтист, концертмейстер оркестра исторических инструментов Pratum Integrum (Москва), солист знаменитого ансамбля Musica Petropolitana (Санкт-Петербург). Удостоен почётных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997). Он входит в число немногих музыкантов, обладающих огромным опытом исполнения оркестровой музыки XVIII века. 

Увлечение старинной музыкой началось для Сергея с репертуара эпохи Ренессанса, которую он исполнял в ансамбле «Куранта» под руководством К. И. Альтерман. Позднее он брал уроки у великой скрипачки Мари Леонхардт, а в 2002 стал концертмейстером Pratum Integrum. Музыкант принимал участие в концертах и записях CD с ведущими музыкантами мира, такими как С. Кёйкен и T. Пиннок. Он проводит мастер‐классы в Англии, Германии и США, участвовал в многочисленных теле- и радиопередачах.

Мария Лесовиченко — российская органистка и клавесинистка. Окончила Московскую консерваторию, уже во время учёбы постоянно выступала как сольно, так и с различными инструментальными и хоровыми коллективами. Лауреат целого ряда конкурсов и фестивалей, стажировалась под руководством К. Стембриджа, Й. Труммера, в Органных академиях Голландии (Хаарлем, Гронинген), Австрии (Грац) и Германии (Рингельхайм).

Сотрудничает с ведущими московскими коллективами старинной и современной музыки: «Intrada», «Questa Musica», «Alta Capella», барочная капелла «Золотой Век», мужской хор Сретенского монастыря и др. Участник фестивалей «Органные вечера в Кусково», фестиваля ирландской музыки, «Ars longa» и др. Выступает с сольными концертами в Москве, Новосибирске, Томске, Светлогорске, Кирове, Днепропетровске, Кондопоге, Граце (Австрия).

 

Программа:

И. С. Бах (1685–1750). Токката и фуга фа мажор BWV 540 

И. Г. Шмельцер (1620–1680). Соната Quarta для скрипки и basso continuo из сборника «Sonatae unarum fidium seu a violino solo»

И. Кунау (1660–1722). Соната «Битва Давида и Голиафа» из цикла «Библейские сонаты»

Д. Кастелло (ок. 1590 – ок. 1658). Соната ре минор для скрипки и basso continuo

Т. Морли (1557/58? – 1602). Фантазия

Г. И. Ф. фон Бибер (1644–1704). Соната «Несение креста» из сборника «Розарий» для скрипки и basso continuo

Ф. Куперен (1668–1733). Офферторий из «Приходской мессы»

Дж. А. Пандольфи Меалли (ок. 1630 – 1669/1670). Соната «La Cesta» для скрипки и basso continuo

Я. П. Свелинк (1562–1621). Вариации  «Моя юная жизнь подходит к концу»

Граунд Герцога Норфолкского для скрипки и basso continuo из «Violin division book»

Исполнители

Мария Лесовиченко

Мария Лесовиченко (орган) – выпускница Московского консерватории по классам органа (А. Шмитов) и клавесина (А.  Шевченко). Лауреат Международных фестивалей-конкурсов в Санкт-Петербурге (2006, 2010), международных конкурсов «Юный органист» (2009), Валерия Кикты (2010), победитель органного конкурса «Soli Deo Gloria» (2014), конкурса им. М.Таривердиева (2017) и конкурса клавесинистов им. А. Волконского (2013). Совершенствовала мастерство на мастер-классах К. Стембриджа, И. Труммера, Б. Хааса, Г. Роста, М. Радулеску, Б. ван Оостена, Э. Вирсинги, Й. ван дер Кооя и др. Стажировалась в летних органных академиях Харлема, Гронингена (Голландия) и Граца (Австрия). 

 

Сергей Фильченко

Сергей Фильченко — скрипач, альтист, концертмейстер оркестра исторических инструментов Pratum Integrum (Москва), солист знаменитого ансамбля Musica Petropolitana (Санкт-Петербург). Удостоен почётных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997). Он входит в число немногих музыкантов, обладающих огромным опытом исполнения оркестровой музыки XVIII века. 

Увлечение старинной музыкой началось для Сергея с репертуара эпохи Ренессанса, которую он исполнял в ансамбле «Куранта» под руководством К. И. Альтерман. Позднее он брал уроки у великой скрипачки Мари Леонхардт, а в 2002 стал концертмейстером Pratum Integrum. Музыкант принимал участие в концертах и записях CD с ведущими музыкантами мира, такими как С. Кёйкен и T. Пиннок. Он проводит мастер‐классы в Англии, Германии и США, участвовал в многочисленных теле- и радиопередачах.

анонсы
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
25 февраля / 21:00
Федор Строганов, орган
Ближайшие концерты
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone