Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

12 июля / Воскресенье
начало в 21:00, длительность 1 час 30 минут

"Битва Давида и Голиафа". Дуэт скрипки и органа

«Битва Давида и Голиафа» — не состязание скрипки и органа, как можно было бы предположить: скрипка действительно выглядит прекрасным юношей на фоне гиганта-органа. Это название одной из «Библейских сонат» немецкого композитора Иоганна Кунау. Во времена барокко было в моде изображение разнообразных сюжетов языком звуков, и композиторы старались превзойти друг друга в музыкальных фантазиях. 

В этой необычной программе много малоизвестных, но важных для своего времени имён. Шмельцер, Бибер и Пандольфи Меалли были не только композиторами, но и скрипачами; благодаря их пьесам мы знаем, как мастерски владели скрипкой музыканты уже в XVII веке. Австриец Иоганн Шмельцер сумел добиться признания и славы в области скрипичной музыки — там, где в это время практически безраздельно властвовали итальянцы. Все мы знаем легенду о том, как на одной струне играл великий Паганини. Между тем Шмельцер ещё в 1664 году издал сборник «Sonatae unarum fidium seu a violino solo», что значит «Сонаты на одной струне для скрипки соло». 

Ученик Шмельцера Генрих фон Бибер продолжил линию своего учителя: его скрипичные сочинения потрясают воображение виртуозностью и обилием технических «хитростей». При этом современников покоряла мистическая глубина и многозначность музыки Бибера. Наиболее известен его цикл сонат-мистерий под названием «Розарий», повествующий о событиях из жизни Девы Марии. Одна из них прозвучит в концерте. 

А вот о жизни итальянского скрипача и композитора Джованни Пандольфи Меалли почти ничего не известно. Зато одна из его двенадцати сохранившихся скрипичных сонат, «La Cesta», прочно вошла в репертуар музыкантов ХХ века. 

Франсуа Куперен, Томас Морли и Ян Питерсзон Свелинк представляют три школы органной музыки эпохи барокко — французскую, английскую и нидерландскую, и в их сочинениях, как под увеличительным стеклом, мы видим своеобразие каждой национальной традиции. Почти вся жизнь Куперена прошла в Париже и Версале: великий придворный музыкант, он запечатлел в своих сочинениях изящество и блеск французского королевского двора. Морли, современник и, возможно, друг Шекспира, отразил дух легендарной Елизаветинской эпохи, принесшей на туманный Альбион взлёт во всех областях искусства. А Свелинк, которого современники с любовью называли «амстердамским Орфеем», был знаменит во всей северной Европе, и особенно в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы Преториус, Шайдт, Шайдеман и др. В строгих и простых композициях старого мастера черпали вдохновение несколько поколений композиторов и органистов. 

Загадочный «Граунд Герцога Норфолкского» добавляет программе интриги, а музыка Баха венчает своим совершенством всю эпоху. 

Известные и забытые шедевры старинной музыки представляют лауреаты международных конкурсов Сергей Фильченко (скрипка) и Мария Лесовиченко (орган). 

 

 

Сергей Фильченко — скрипач, альтист, концертмейстер оркестра исторических инструментов Pratum Integrum (Москва), солист знаменитого ансамбля Musica Petropolitana (Санкт-Петербург). Удостоен почётных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997). Он входит в число немногих музыкантов, обладающих огромным опытом исполнения оркестровой музыки XVIII века. 

Увлечение старинной музыкой началось для Сергея с репертуара эпохи Ренессанса, которую он исполнял в ансамбле «Куранта» под руководством К. И. Альтерман. Позднее он брал уроки у великой скрипачки Мари Леонхардт, а в 2002 стал концертмейстером Pratum Integrum. Музыкант принимал участие в концертах и записях CD с ведущими музыкантами мира, такими как С. Кёйкен и T. Пиннок. Он проводит мастер‐классы в Англии, Германии и США, участвовал в многочисленных теле- и радиопередачах.

Мария Лесовиченко — российская органистка и клавесинистка. Окончила Московскую консерваторию, уже во время учёбы постоянно выступала как сольно, так и с различными инструментальными и хоровыми коллективами. Лауреат целого ряда конкурсов и фестивалей, стажировалась под руководством К. Стембриджа, Й. Труммера, в Органных академиях Голландии (Хаарлем, Гронинген), Австрии (Грац) и Германии (Рингельхайм).

Сотрудничает с ведущими московскими коллективами старинной и современной музыки: «Intrada», «Questa Musica», «Alta Capella», барочная капелла «Золотой Век», мужской хор Сретенского монастыря и др. Участник фестивалей «Органные вечера в Кусково», фестиваля ирландской музыки, «Ars longa» и др. Выступает с сольными концертами в Москве, Новосибирске, Томске, Светлогорске, Кирове, Днепропетровске, Кондопоге, Граце (Австрия).

 

Программа:

И. С. Бах (1685–1750). Токката и фуга фа мажор BWV 540 

И. Г. Шмельцер (1620–1680). Соната Quarta для скрипки и basso continuo из сборника «Sonatae unarum fidium seu a violino solo»

И. Кунау (1660–1722). Соната «Битва Давида и Голиафа» из цикла «Библейские сонаты»

Д. Кастелло (ок. 1590 – ок. 1658). Соната ре минор для скрипки и basso continuo

Т. Морли (1557/58? – 1602). Фантазия

Г. И. Ф. фон Бибер (1644–1704). Соната «Несение креста» из сборника «Розарий» для скрипки и basso continuo

Ф. Куперен (1668–1733). Офферторий из «Приходской мессы»

Дж. А. Пандольфи Меалли (ок. 1630 – 1669/1670). Соната «La Cesta» для скрипки и basso continuo

Я. П. Свелинк (1562–1621). Вариации  «Моя юная жизнь подходит к концу»

Граунд Герцога Норфолкского для скрипки и basso continuo из «Violin division book»

Читать дальше...
Исполнители

Мария Лесовиченко

Мария Лесовиченко (орган) – выпускница Московского консерватории по классам органа (А. Шмитов) и клавесина (А.  Шевченко). Лауреат Международных фестивалей-конкурсов в Санкт-Петербурге (2006, 2010), международных конкурсов «Юный органист» (2009), Валерия Кикты (2010), победитель органного конкурса «Soli Deo Gloria» (2014), конкурса им. М.Таривердиева (2017) и конкурса клавесинистов им. А. Волконского (2013). Совершенствовала мастерство на мастер-классах К. Стембриджа, И. Труммера, Б. Хааса, Г. Роста, М. Радулеску, Б. ван Оостена, Э. Вирсинги, Й. ван дер Кооя и др. Стажировалась в летних органных академиях Харлема, Гронингена (Голландия) и Граца (Австрия). 

 

Сергей Фильченко

Сергей Фильченко — скрипач, альтист, концертмейстер оркестра исторических инструментов Pratum Integrum (Москва), солист знаменитого ансамбля Musica Petropolitana (Санкт-Петербург). Удостоен почётных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997). Он входит в число немногих музыкантов, обладающих огромным опытом исполнения оркестровой музыки XVIII века. 

Увлечение старинной музыкой началось для Сергея с репертуара эпохи Ренессанса, которую он исполнял в ансамбле «Куранта» под руководством К. И. Альтерман. Позднее он брал уроки у великой скрипачки Мари Леонхардт, а в 2002 стал концертмейстером Pratum Integrum. Музыкант принимал участие в концертах и записях CD с ведущими музыкантами мира, такими как С. Кёйкен и T. Пиннок. Он проводит мастер‐классы в Англии, Германии и США, участвовал в многочисленных теле- и радиопередачах.

орган скрипка Бах И. С. Бибер Куперен Морли Пандольфи-Меалли Свелинк Шмельцер
анонсы
2 декабря / 20:00
«Ренессанс-оркестр» Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров В программе: Дж. Габриэли, Ц. Гуссаго, Д. Таэджио, М. Преториус и музыка анонимных авторов
5 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
9 декабря / 20:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
Ближайшие концерты
2 декабря / 20:00 – 21:30
«Ренессанс-оркестр» Художественный руководитель – Константин Щеников-Архаров В программе: Дж. Габриэли, Ц. Гуссаго, Д. Таэджио, М. Преториус и музыка анонимных авторов
5 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
9 декабря / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00 – 20:30
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00 – 20:30
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
28 декабря / 19:00 – 20:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер – Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Дж. Б. Перголези, С. Рахманинов, Э. Л. Уэббер, К. Дженкинс, рождественские колядки и др.
30 декабря / 20:00 – 21:30
Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко В программе: В. А. Моцарт
31 декабря / 19:00 – 20:30
Даниэль Сальвадор, орган Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: музыка семьи Штраусов
1 января / 21:00 – 22:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
2 января / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
3 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко, орган
4 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, орган
6 января / 15:00 – 16:30
Василий Коростелев Даниэль Сальвадор Антонио Грамши
7 января / 21:00 – 22:30
заслуженная артистка республики Хакасия, лауреат международных конкурсов Екатерина Монисова, сопрано лауреат международных конкурсов Анна Юркова, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Вьерн, К. Сен-Санс, К. В. Глюк, Ф. Шуберт и др.
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
13 февраля / 20:00 – 21:30
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone