«Битва Давида и Голиафа» — не состязание скрипки и органа, как можно было бы предположить: скрипка действительно выглядит прекрасным юношей на фоне гиганта-органа. Это название одной из «Библейских сонат» немецкого композитора Иоганна Кунау. Во времена барокко было в моде изображение разнообразных сюжетов языком звуков, и композиторы старались превзойти друг друга в музыкальных фантазиях.
В этой необычной программе много малоизвестных, но важных для своего времени имён. Шмельцер, Бибер и Пандольфи Меалли были не только композиторами, но и скрипачами; благодаря их пьесам мы знаем, как мастерски владели скрипкой музыканты уже в XVII веке. Австриец Иоганн Шмельцер сумел добиться признания и славы в области скрипичной музыки — там, где в это время практически безраздельно властвовали итальянцы. Все мы знаем легенду о том, как на одной струне играл великий Паганини. Между тем Шмельцер ещё в 1664 году издал сборник «Sonatae unarum fidium seu a violino solo», что значит «Сонаты на одной струне для скрипки соло».
Ученик Шмельцера Генрих фон Бибер продолжил линию своего учителя: его скрипичные сочинения потрясают воображение виртуозностью и обилием технических «хитростей». При этом современников покоряла мистическая глубина и многозначность музыки Бибера. Наиболее известен его цикл сонат-мистерий под названием «Розарий», повествующий о событиях из жизни Девы Марии. Одна из них прозвучит в концерте.
А вот о жизни итальянского скрипача и композитора Джованни Пандольфи Меалли почти ничего не известно. Зато одна из его двенадцати сохранившихся скрипичных сонат, «La Cesta», прочно вошла в репертуар музыкантов ХХ века.
Франсуа Куперен, Томас Морли и Ян Питерсзон Свелинк представляют три школы органной музыки эпохи барокко — французскую, английскую и нидерландскую, и в их сочинениях, как под увеличительным стеклом, мы видим своеобразие каждой национальной традиции. Почти вся жизнь Куперена прошла в Париже и Версале: великий придворный музыкант, он запечатлел в своих сочинениях изящество и блеск французского королевского двора. Морли, современник и, возможно, друг Шекспира, отразил дух легендарной Елизаветинской эпохи, принесшей на туманный Альбион взлёт во всех областях искусства. А Свелинк, которого современники с любовью называли «амстердамским Орфеем», был знаменит во всей северной Европе, и особенно в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы Преториус, Шайдт, Шайдеман и др. В строгих и простых композициях старого мастера черпали вдохновение несколько поколений композиторов и органистов.
Загадочный «Граунд Герцога Норфолкского» добавляет программе интриги, а музыка Баха венчает своим совершенством всю эпоху.
Известные и забытые шедевры старинной музыки представляют лауреаты международных конкурсов Сергей Фильченко (скрипка) и Мария Лесовиченко (орган).
Сергей Фильченко — скрипач, альтист, концертмейстер оркестра исторических инструментов Pratum Integrum (Москва), солист знаменитого ансамбля Musica Petropolitana (Санкт-Петербург). Удостоен почётных дипломов на международных скрипичных конкурсах в Брюгге (1996) и Амстердаме (1997). Он входит в число немногих музыкантов, обладающих огромным опытом исполнения оркестровой музыки XVIII века.
Увлечение старинной музыкой началось для Сергея с репертуара эпохи Ренессанса, которую он исполнял в ансамбле «Куранта» под руководством К. И. Альтерман. Позднее он брал уроки у великой скрипачки Мари Леонхардт, а в 2002 стал концертмейстером Pratum Integrum. Музыкант принимал участие в концертах и записях CD с ведущими музыкантами мира, такими как С. Кёйкен и T. Пиннок. Он проводит мастер‐классы в Англии, Германии и США, участвовал в многочисленных теле- и радиопередачах.
Мария Лесовиченко — российская органистка и клавесинистка. Окончила Московскую консерваторию, уже во время учёбы постоянно выступала как сольно, так и с различными инструментальными и хоровыми коллективами. Лауреат целого ряда конкурсов и фестивалей, стажировалась под руководством К. Стембриджа, Й. Труммера, в Органных академиях Голландии (Хаарлем, Гронинген), Австрии (Грац) и Германии (Рингельхайм).
Сотрудничает с ведущими московскими коллективами старинной и современной музыки: «Intrada», «Questa Musica», «Alta Capella», барочная капелла «Золотой Век», мужской хор Сретенского монастыря и др. Участник фестивалей «Органные вечера в Кусково», фестиваля ирландской музыки, «Ars longa» и др. Выступает с сольными концертами в Москве, Новосибирске, Томске, Светлогорске, Кирове, Днепропетровске, Кондопоге, Граце (Австрия).
Программа:
И. С. Бах (1685–1750). Токката и фуга фа мажор BWV 540
И. Г. Шмельцер (1620–1680). Соната Quarta для скрипки и basso continuo из сборника «Sonatae unarum fidium seu a violino solo»
И. Кунау (1660–1722). Соната «Битва Давида и Голиафа» из цикла «Библейские сонаты»
Д. Кастелло (ок. 1590 – ок. 1658). Соната ре минор для скрипки и basso continuo
Т. Морли (1557/58? – 1602). Фантазия
Г. И. Ф. фон Бибер (1644–1704). Соната «Несение креста» из сборника «Розарий» для скрипки и basso continuo
Ф. Куперен (1668–1733). Офферторий из «Приходской мессы»
Дж. А. Пандольфи Меалли (ок. 1630 – 1669/1670). Соната «La Cesta» для скрипки и basso continuo
Я. П. Свелинк (1562–1621). Вариации «Моя юная жизнь подходит к концу»
Граунд Герцога Норфолкского для скрипки и basso continuo из «Violin division book»