Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

20 июня / Суббота
начало в 16:00, длительность 1 час 30 минут

"Бах и органная музыка Серебряного века"

20 июня / суббота 16:00

Бах и органная музыка Серебряного века

Играет Алексей Шевченко

 

Известный российский органист Алексей Шевченко предлагает провести неожиданные музыкальные параллели. В своей программе он объединил органную музыку Баха с произведениями русских композиторов рубежа XIX—XX веков. Об этой странице музыкальной истории мы знаем мало и вспоминаем редко. Как сочиняли композиторы в стране, где орган никогда не был неотъемлемой частью культуры и религии? 

В списке русских композиторов, писавших для органа, немного известных имён. Хотя органные классы были в обеих столичных консерваториях, а в католических и лютеранских церквях всегда можно было приобщиться к западной традиции, для композиторов первого ряда в России орган всегда оставался на периферии творческих интересов. И тем не менее есть в русском наследии целый ряд органных шедевров. 

Один из них — большая Фантазия для органа великого русского симфониста Александра Глазунова. Имя этого композитора мы не привыкли связывать с органом, однако именно он создал для органа столь монументальное сочинение, что его можно поставить в один ряд с лучшими творениями европейских романтиков.

Путь многих русских композиторов к органной музыке пролегал не через практику, а через теорию: немецкое учение о контрапункте, великие полифонические сочинения Баха — вот где в первую очередь черпали они вдохновение. Удивительным образом поверяя алгеброй гармонию, создавал свои пьесы композитор Георгий Катуар — выпускник физико-математического факультета Московского университета, ученик лучших берлинских музыкантов своего времени, воспитанник Чайковского, Танеева, Римского-Корсакова и Лядова, ныне незаслуженно забытый. В концерте прозвучит его органная прелюдия и фуга.

Одна из самых важных фигур в истории русской органной музыки — Александр Гедике, основатель советской органной школы, который несколько десятилетий возглавлял органный класс в Московской консерватории и воспитал несколько поколений органистов. Как никто хорошо зная орган, он создал для него множество прекрасных пьес. В концерте прозвучат его органные миниатюры, а также прелюдия и двойная фуга до минор (соч. 34, №1) — монументальный цикл, посвящённый С. В. Рахманинову.

Два величайших музыканта русского Серебряного века — Александр Скрябин и Сергей Рахманинов — для органа не писали, свои звуковые миры они гениально воплощали в музыке фортепианной. Но их сочинения как нельзя точнее отражают музыкальные  лики той эпохи, поэтому в концерте прозвучат органные переложения их знаменитых фортепианных пьес.   

Самая удивительная страничка программы — «Успокойся дитя Божiе» из Музыкального дневника 1905–1912 гг. епископа Серафима (Чичагова), расстрелянного в 1937 году и причисленного к священномученикам. Он придавал церковной музыке огромное значение, сам сочинял и никогда не расставался со своей фисгармонией. Произведения его увидели свет лишь спустя более полувека после смерти. 

Как отзвуки великой органной истории прослаивают концерт хоральные органные прелюдии И. С. Баха и его знаменитый концерт ре минор по Вивальди. 

Алексей Шевченко (орган) — один из ведущих российских органистов, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005–2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII — начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

 

Программа:

А. Скрябин (1872–1915) – А. И. Халл (1876–1928). Прелюдия си мажор соч. 2, № 2

И. С. Бах (1685–1750). Хоральная прелюдия «Wachet auf, ruft uns die Stimme» BWV 645

А. Ф. Гедике (1877–1957). «Осенние тучи» соч. 84, №9

А. К. Глазунов (1865–1938). Фантазия соль мажор соч. 110

И. С. Бах. Хоральная прелюдия «Nun komm, der Heiden Heiland» BWV 659

Г. Л. Катуар (1861–1926). Прелюдия и фуга соль минор соч. 25

И. С. Бах. Хоральная прелюдия «Wo soll ich fliehen hin» BWV 646

Епископ Серафим (Чичагов) (1856–1937). «Успокойся дитя Божiе» из Музыкального дневника 1905–1912 гг.

С. В. Рахманинов (1873–1943) – Г. Клаф-Лейтер (1874–1956). Прелюдия до диез минор, соч.3

А. Вивальди (1678–1741) – И. С. Бах. Концерт ре минор BWV 596

А. Ф. Гедике. «Силуэты» соч.85, №5

Прелюдия и двойная фуга до минор соч. 34, №1, посв. С. В. Рахманинову


 

 

 

Исполнители

Алексей Шевченко

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

анонсы
2 февраля / 20:00
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00
Иван ЦАРЕВ, орган
Ближайшие концерты
2 февраля / 20:00 – 21:30
Все самые известные номера из музыки Грига к «Пер Гюнту», живописные картины Свиридова к «Метели» и другая популярная классика на большом органе собора.
5 февраля / 19:00 – 20:30
Музыка из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другие шедевры Чайковского на большом историческом органе собора представляет дуэт Organum
11 февраля / 18:00 – 19:30
Влюбитесь в в мир органной музыки! Тимур Халиуллин исполняет на органе калейдоскоп шедевров — от музыки барокко и романтизма до бессмертных рок-хитов.
12 февраля / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт четвертый
14 февраля / 17:00 – 18:30
Иван ЦАРЕВ, орган
19 февраля / 20:00 – 21:40
Ансамбль Collegium Musicum
25 февраля / 21:00 – 22:25
Федор Строганов, орган
26 февраля / 20:00 – 21:35
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
5 марта / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Виктория Тульская — скрипка Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет В программе: И. С. Бах, Т. А. Витали. Ф. Шуберт, С. Рахманинов, А. Дворжак, И. Брамс и др.
8 марта / 16:00 – 17:25
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Иван Царев, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
11 марта / 18:00 – 19:30
Лауреат премии «Органист года», художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова — орган
12 марта / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солистка Томской государственной филармонии Мария Блажевич — орган
16 марта / 20:00 – 21:30
Иван Дыма - саксофоны Никита Каплунов - фортепиано Игорь Гольденберг - орган Приглашенный гость - солистка Русской филармонии Элла Должикова (флейта) В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах, М. Найман
19 марта / 19:00 – 20:30
Традиционные мелодии для органа, вистла и шотландских волынок Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова — орган Олег Вишневский — большая шотландская волынка, смолпайп, вистл
25 марта / 21:00 – 22:20
хор им. Свешникова
6 апреля / 20:00 – 21:30
Играет лауреат международных конкурсов Андрей БАРДИН (орган, Красноярск)
14 мая / 19:00 – 20:30
Играет заслуженный артист России Александр Фисейский – орган Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт пятый
15 июня / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Наталья Ужви — орган
Работает на Cornerstone