Вивальди. Пасхальный концерт 12 апреля, воскресенье 19:00
Ансамбль старинной музыки «Sankt-Joseph-Kapelle»
Лауреат международных конкурсов
Константин Казначеев, скрипка
Лауреат международных конкурсов
Надежда Антипова, скрипка
Егор Иваненко, скрипка
Иван Саенко, альт
Татьяна Маковеева, виолончель
Художественный руководитель
Иван Лебедев, орган, клавесин
Приглашённые солисты
Ярослав Здоров, контртенор
Лауреат международных конкурсов
Фёдор Строганов, орган
Четыре ярких солиста — Константин Казначеев, Надежда Антипова, Егор Иваненко и Иван Саенко — исполнят на Пасхальном концерте четыре концерта Антонио Вивальди. Слушателей ждёт захватывающий музыкальный турнир при поддержке ансамбля старинной музыки «Sankt-Joseph-Kapelle». Духовная кантата Вивальди «Nisi Dominus» прозвучит в исполнении обладателя уникального голоса Ярослава Здорова (контртенор), а известный российский органист Фёдор Строганов представит шедевры мирового органного репертуара — два концерта Вивальди в обработке И. С. Баха для органа соло.
Автор более 500 инструментальных концертов, Вивальди сам был скрипачом-виртуозом и капельмейстером. Он досконально знал возможности солирующего инструмента и обладал неистощимым мелодическим даром. Каждый из концертов Вивальди уникален, однако все они в равной степени дают исполнителю возможность не только продемонстрировать блестящее владение виртуозной техникой, но и проявить лирическое дарование.
Скрипичный концерт соль минор RV 317 (исп. Константин Казначеев) — один из наиболее известных и часто исполняемых. Заслуженную популярность принесли ему сочетание виртуозной элегантности и драматизма в крайних быстрых частях и проникновенный характер высказывания солиста в центральном Adagio, одном из шедевров инструментальной лирики композитора. С большим мастерством решён ансамбль, в котором особое наслаждение доставляет следить за взаимодействием солиста-виртуоза и оркестра.
Концерт с солирующей скрипкой ре минор RV 242 (исп. Надежда Антипова) написан специально для Иоганна Пизенделя — выдающего скрипача, концертмейстера придворной капеллы в Дрездене, которому посвящали свои сочинения Г. Ф. Телеман и Т. Альбинони. Вивальди познакомился с ним в 1716—1717 в Венеции, куда Пизендель приехал в составе свиты саксонского курфюрста Фридриха Августа. Музыканты стали хорошими друзьями, и Вивальди написал несколько пьес, рассчитывая на мастерство своего немецкого коллеги.
Концерт RV 242 даёт возможность во всём блеске оценить искусство Вивальди как композитора и скрипача: чувство драматургии, изобретательность, выразительность, яркую энергетику и виртуозность.
Скрипичный концерт ре мажор RV 230 (исп. Егор Иваненко) входит в сборник «L'estro Armonico», что в переводе означает «Гармоническое вдохновение». Эта серия из 12 концертов была опубликована в Амстердаме в 1711 и стала знаковым событием в творческой жизни Вивальди, закрепив за ним репутацию одного из лучших композиторов Европы.
Концерт до минор RV 401 (в оригинале написан для солирующей виолончели; исп. Иван Саенко) — одно из наиболее самобытных и сильных в творчестве Вивальди. Он уникален в нескольких отношениях. Особый колорит концерта — строгий, даже мрачный, — создаётся за счёт звучания струнных инструментов в непривычно низком регистре и сохранения основной минорной тональности на протяжении всего сочинения. Если к этому добавить, что концерт насыщен полифонической техникой, то вполне можно предположить, что он был предназначен для исполнения в церкви во время Великого поста.
Константин Казначеев (скрипка) — известный концертирующий солист, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра «INTRADA», организатор и художественный руководитель инструментального ансамбля «Камерата». Лауреат и дипломант многочисленных международных конкурсов и фестивалей.
Окончил РАМ им. Гнесиных. В качестве солиста выступал со многими известными дирижёрами, его партнёрами по сцене были такие выдающиеся музыканты, как Наталия Гутман, Павел Нерсесьян, Коля Блахер, Александр Галковский, Александр Бузлов, Назар Кожухарь и др.
Надежда Антипова (скрипка) — артистка оркестра Большого театра России. Выпускница Московской консерватории, аспирантка университета Моцартеум (Зальцбург, Австрия), лауреат всероссийских и международных конкурсов. Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом как солистка и в составе камерных ансамблей. Работала в оркестре «Musica Aeterna» Теодора Курентзиса, участвовала в записях на лучших мировых лейблах ALPHA, SONY CLASSICAL.
Егор Иваненко (скрипка) — солист Московской областной филармонии, концертмейстер камерного оркестра «Московская инструментальная капелла», помощник концертмейстера оркестра Государственного академического театра «Московская оперетта».
Окончил факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории и аспирантуру по старинному камерному ансамблю. Участник мастер-классов и фестивалей в области старинного музицирования. Приглашённый скрипач «Академии старинной музыки» Татьяны Гринденко и Камерного ансамбля «Opus Post», сотрудничает с ансамблями «Telemann Consort», «Эрмитаж», барочной капеллой «Золотой век» и мн. др.
Иван Саенко (альт) — артист оркестра Большого театра России. Выступает в качестве солиста, а также в составе камерных ансамблей. Музыкант широкого диапазона, исполняющий сочинения от Средневековья и Ренессанса до современных композиций.
Окончил факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. Выступал под управлением таких дирижёров, как М. Плетнёв, Э. Клас, А. Рудин, принимал участие в записях шедевров русской и зарубежной музыки под руководством В. Ашкенази и Г. Рождественского. Выступал с ансамблями старинной музыки «Золотой Век», «Alta Capella», «Questa Musica», камерным хором «Интрада» и др. В ансамбле старинной музыки «Sankt-Joseph-Kapelle» играет со дня основания.
Фёдор Строганов — известный российский органист, клавесинист, композитор, преподаватель Московской государственной консерватории, член Союза композиторов России. Много лет ведёт обширную концертную деятельность, исполняя органные произведения композиторов разных эпох, а также собственные сочинения. Стажировался в Парижской национальной консерватории как органист и композитор.
Сотрудничает со многими всемирно известными коллективами, постоянный участник фестивалей в России и за рубежом, в том числе «Московская осень», «Органные вечера в Кусково», фестиваль Гайдна в Айзенштадте, Моцарта в Вюрцбурге и многих других.
Ансамбль старинной музыки «Sankt-Joseph-Kapelle» ведёт концертную деятельность с 2001 года. Его организатор и художественный руководитель — Иван Лебедев, органист, клавесинист, специалист по стилю музыки эпохи Барокко.
Основу репертуара «Sankt-Joseph-Kapelle» составляют сочинения композиторов XVII–XVIII веков, в первую очередь духовные произведения И. С. Баха, Г. Шютца, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, а также Г. Пёрселла, Ф. Куперена, В. А. Моцарта и многих других. За годы творческих поисков ансамбль создал собственный стиль исполнения, в котором соединились свободная импровизация и безупречный вкус, созвучный эстетическим принципам эпохи барокко.
В программе:
Вивальди
Концерт для скрипки, струнных и basso continuo g-moll Op. 12, No. 1, RV 317
Концерт для скрипки, струнных и basso continuo d-moll Op. 8, No. 7 «Per Pisendel», RV 242
Концерт для скрипки, струнных и basso continuo D-dur «L'estro Armonico», Op. 3, No. 9,
RV 230
Концерт для альта, струнных и basso continuo c-moll RV 401
Nisi Dominus RV 608
Вивальди – Бах
Концерт для органа соло a-moll BWV 593
Вивальди – Строганов
Концерт для органа соло E-dur «Весна» RV 269 из цикла «Времена года»