28 июня / воскресенье 19:00
И. С. Бах и русский романтизм
Играет Александр Фисейский (орган)
Третий концерт цикла «И. С. Бах и европейский романтизм»
Один из лучших российских органистов, заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Александр Фисейский представляет авторский цикл «И. С. Бах и европейский романтизм». Третий концерт раскрывает удивительные параллели музыки Баха и русской органной школы.
История российской культуры и религии сложилась так, что орган никогда не занимал в нашей стране столь важного места, как на Западе. Но это вовсе не значит, что грандиозный, загадочный и полный необычных звуковых возможностей инструмент русские композиторы обходили стороной. Доказательно тому — прекрасные произведения, созданные М. Глинкой, В. Одоевским, К. Хомилиусом и А. Глазуновым. Наряду с ними прозвучат и шедевры органной музыки И. С. Баха.
Русские композиторы пришли к органной музыке через немецкую традицию: в XIX веке путеводной звездой для них стала музыка Баха, она увлекала их в мир органного искусства, заставляла изучать уже позабытые строгие законы полифонии и постигать свободу импровизации. В Москве и Санкт-Петербурге можно было послушать орган на концертах духовной музыки в лютеранских и католических церквях. Со временем стало популярно и домашнее органное музицирование. Небольшой комнатный орган, вошедший в историю русской музыки как «Себастьянон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха), имелся в доме князя В. А. Одоевского (1804—1869), который стал автором первых в России оригинальных сочинений для органа. Одоевский сделал многое, чтобы привить публике вкус к органой музыке и привлечь внимание к исключительной личности И. С. Баха. В программах его домашних концертов были в первую очередь сочинения великого кантора. Часто на органе Одоевского импровизировал и друг князя, М. И. Глинка; его органные импровизации высоко оценил сам Ференц Лист. В концерте прозвучат три органные фуги великого русского классика.
Огромный подъём в русской органной культуре начался с основанием органных классов в Петербургской (1862) и Московской (1885) консерваториях. В начале ХХ века русскую органную школу представляли такие замечательные музыканты, как Хомилиус, Гедике, Браудо. А во второй половине минувшего столетия композиторы смело начали осваивать в органных сочинениях и современный музыкальный язык.
Завершит концерт музыка нашего современника Владимира Рябова. Хоральные вариации «Двенадцать взглядов на Севильский кафедральный собор» (невольно вспоминаются «Двенадцать взглядов на младенца Иисуса Христа» О. Мессиана) — часть большой панорамы Рябова «Европейские соборы», в которой, помимо кафедрального собора в Севилье, композитор уже успел окинуть взглядом соборы св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, св. Святого Стефана в Вене, собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор и Исаакиевский собор в СанктПетербурге.
В творчестве Александра Фисейского наследие И. С. Баха занимает особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха». В 2000 году, по случаю 250летия со дня смерти Баха, Фисейский исполнил этот цикл в Дюссельдорфе в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компактдиски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса).
Александр Фисейский избирался вицепрезидентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994), участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и компактдисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах. А. Фисейский возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов и является вдохновителем и инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и др. Он пропагандирует национальное органное наследие на семинарах и мастерклассах по русской музыке в зарубежных вузах, записал серию компактдисков «200 лет русской органной музыки», выпустил трёхтомник «Органная музыка в России» (издательство Bärenreiter, Германия), монографию «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э.—1800 год)».
Программа:
И. С. Бах (1685—1750). Токката ре минор, BWV 565
Шесть хоралов из «Органной книжечки»:
Christ lag in Todesbanden, BWV 625
Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
In dich hab’ ich gehof et, Herr, BWV 640
Wenn wir in höchsten Nöten sein, BWV 641
Wer nur den lieben Gott läßt walten, BWV 642
Alle Menschen müssen sterben, BWV 643
Пастораль фа мажор, BWV 590
М. Глинка (1804—1857). Три фуги: ми бемоль мажор, ля минор, ре мажор
В. Одоевский (1804—1869). Молитва без слов
К. Хомилиус (1840—1918?). Прелюдия соль мажор
В. Рябов (*1950). Двенадцать взглядов на Севильский кафедральный собор, соч. 51