И. С. Бах. «Страсти по Иоанну»
(вторая редакция, 1725)

30.03 / Вс
20:00 / 2 часа
О концерте
«Страсти по Иоанну» — самая драгоценная жемчужина в ожерелье кантат, созданных Бахом в первые годы работы в Лейпциге. И хотя сочинение оказалось в тени более монументальных «Страстей по Матфею», его особый характер высокого ценили многие музыканты. Шуман считал эти «Страсти» «гораздо более смелыми, более сильными, более поэтичными, чем те, что из Евангелия от Матфея». В том, насколько точны и правдивы его слова, мы сами можем убедиться: в исполнении ансамбля Collegium Musicum под управлением Олега Романенко прозвучит вторая редакция этого сочинения.
Музыкально «Страсти по Иоанну» стали кульминацией предшествующих лет, в них Бах стремился кристаллизовать все лучшее, что ему удалось найти и проверить на практике в кантатах. Он сам признался, что его музыка была несравненно сложнее, чем всё то, что звучало тогда в Лейпциге. Отличалась она и по характеру: в ней был задействован колоссальный арсенал мощных выразительных средств, в том числе оперных, который позволили отразить широкую гамму человеческих эмоций: от вины, раскаяния, ненависти, страха до прощения и всепоглощающей любви. В результате последние события жизни Христа буквально оживают на глазах слушателей.
Уникальность «Страстей по Иоанну» заключается уже в том, что они сопровождали Баха с первого года службы в Лейпциге до предпоследнего года его жизни — известны четыре полных версии сочинения, связанные с исполнениями разных лет. Уже одно это показывает, насколько партитура была дорога сердцу композитора. Вероятно, причины этой привязанности были не только музыкальными и практическими. Текст Евангелия от Иоанна существенно отличается от трех синоптических Евангелий; его особенно ценил Мартин Лютер (фигура, архиважная для Баха), утверждавший, что «Евангелие от Иоанна уникально по красоте и <…> является главным Евангелием, намного превосходящим три других».
Баховское прочтение Страстей Христовых — и с точки зрения текста, и с точки зрения музыки — вызвало серьезные нарекания ортодоксального лютеранского сообщества Лейпцига. Церковные власти неоднократное требовали переделок «Страстей по Иоанну», и менявшуюся партитуру можно считать богословской дискуссией, историей поиска компромиссов и отстаивания Бахом своих взглядов.
Исполнение