8 (800) 222-61-00

Москва, Старосадский пер., 7/10

И. С. Бах. «Страсти по Иоанну»
(вторая редакция, 1725)

И. С. Бах. «Страсти по Иоанну» <br> (вторая редакция, 1725)

30.03 / Вс

20:00 / 2 часа

«Страсти по Иоанну» — самая драгоценная жемчужина в ожерелье кантат, созданных Бахом в первые годы работы в Лейпциге.  И хотя сочинение оказалось в тени более монументальных «Страстей по Матфею», его особый характер высокого ценили многие музыканты. Шуман считал эти «Страсти» «гораздо более смелыми, более сильными, более поэтичными, чем те, что из Евангелия от Матфея». В том, насколько точны и правдивы его слова, мы сами можем убедиться: в исполнении ансамбля Collegium Musicum под управлением Олега Романенко прозвучит вторая редакция этого сочинения.

Музыкально «Страсти по Иоанну» стали кульминацией предшествующих лет, в них Бах стремился кристаллизовать все лучшее, что ему удалось найти и проверить на практике в кантатах. Он сам признался, что его музыка была несравненно сложнее, чем всё то, что звучало тогда в Лейпциге. Отличалась она и по характеру: в ней был задействован колоссальный арсенал мощных выразительных средств, в том числе оперных, который позволили отразить широкую гамму человеческих эмоций: от вины, раскаяния, ненависти, страха до прощения и всепоглощающей любви. В результате последние события жизни Христа буквально оживают на глазах слушателей.

Уникальность «Страстей по Иоанну» заключается уже в том, что они сопровождали Баха с первого года службы в Лейпциге до предпоследнего года его жизни — известны четыре полных версии сочинения, связанные с исполнениями разных лет.  Уже одно это показывает, насколько партитура была дорога сердцу композитора. Вероятно, причины этой привязанности были не только музыкальными и практическими. Текст Евангелия от Иоанна существенно отличается от трех синоптических Евангелий; его особенно ценил Мартин Лютер (фигура, архиважная для Баха), утверждавший, что «Евангелие от Иоанна уникально по красоте и <…> является главным Евангелием, намного превосходящим три других».

Баховское прочтение Страстей Христовых — и с точки зрения текста, и с точки зрения музыки — вызвало серьезные нарекания ортодоксального лютеранского сообщества Лейпцига. Церковные власти неоднократное требовали переделок «Страстей по Иоанну», и менявшуюся партитуру можно считать богословской дискуссией, историей поиска компромиссов и отстаивания Бахом своих взглядов.

Исполнение

Правила посещения
Прочитать правила
Возрастные ограничения
Балкон 12+, Партер 6+

В программе концерта

Иоганн Себастьян Бах
«Страсти по Иоанну», вторая редакция (1725)

Видео концерта

Виртуальный тур

каждый месяц в нашей афише
новые программы и премьеры

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VIII

Ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.

20:00 1 час 45 минут
подробнее
Сын Человеческий: житие Иисуса Христа в музыке Генриха Шютца и его современников

Ансамбль Alta Capella под руководством Ивана Великанова исполняет музыку композиторов XVI-XVII вв.

19:00 1 час 30 минут
подробнее
По следам оркестра Поля Мориа:
играет Мария Блажевич

Музыка из репертуара легендарного оркестра прозвучит в переложениях для органа в исполнении Марии Блажевич, которая дополнит программу увлекательным рассказом.

20:00 1 час 30 минут
подробнее
Ренессансный оркестр. Пасхальный концерт!

Уникальная программа знакомит с музыкой времен Шекспира, Леонардо да Винчи и Галилео Галилея, а ее украшением станут сочинения, посвященные празднику Пасхи.

19:00 1 час 30 минут
подробнее
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VIII

Ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.

20:00 1 час 45 минут
подробнее
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VIII

Ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.

20:00 1 час 45 минут
подробнее
Виртуозная педаль:
танцуя за органом

Сыграть «Полет шмеля» ногами? — для Тимура Халиуллина нет ничего невозможного!

20:06 1 час 30 минут
подробнее
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон VIII

Ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора.

20:00 1 час 45 минут
подробнее

Хотите узнавать об интересных концертах? Подпишитесь на нашу полезную рассылку