Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+
Все кантаты Баха с Романом Насоновым
Сезон VIII «300 лет спустя»
Концерт первый
Анастасия БОНДАРЕВА — альт
Михаил НОР — тенор
Владимир КРАСОВ — бас
Ансамбль COLLEGIUM MUSICUM
Художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР — орган
Ансамбль Collegium Musicum под руководством Олега Романенко продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора. Восьмой сезон цикла продолжает идею предыдущего: слушатели вместе с музыкантами продолжают идти «по стопам Баха» в Лейпциге и — с разницей в 300 лет — слушать духовные сочинения великого мастера, которые преобразили музыкальный ландшафт города и, в конечном счете, всю будущую историю музыки. Постигать смысл баховских шедевров слушателям помогают комментарии крупнейшего знатока старинной духовной музыки, доцента Московской консерватории Романа Насонова.
В сезоне 2024/25 звучат кантаты, которые созданы И. С. Бахом во второй год его работы в Лейпциге. Это прежде всего завещание Баха городу и школе Святого Фомы, где хранились партии кантат. Бах хотел, чтобы после его смерти они продолжали звучать как часть церковной службы, что и происходило, пусть нерегулярно, вплоть до 1789 года.
Кантаты образуют второй годовой цикл, то есть охватывают весь литургический год. Они основаны на немецких лютеранских песнях (хоралах), которые Бах очень любил. Вдумчивое отношение к каждой песне, стремление как можно полнее раскрыть ее духовный потенциал во многом определяют богословское содержание его произведений. В Лейпциге традиция лютеранских песен была особенно сильна, и почти каждую кантату второго цикла Бах завершает простым хоралом, который теоретически может петь вся община.
Либретто кантат следует за лютеранской песней, определяя их уникальную форму. Первый и последний номера создавались на текст первой и последней строф хорала, причем первая часть как правило сочинялась в форме хоральной фантазии. В остальных частях хоральные строфы соединялись со свободной поэзией или представали в виде поэтического парафраза, обогащая содержание новыми образами и размышлениями.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Кантата BWV 20 O Ewigkeit, du Donnerwort («О вечность, слово паче грома»)
Кантата BWV 2 Ach Gott, vom Himmel sieh darein («Ах! призри, Господи, с небес»)
Кантата BWV 7 Christ unser Herr zum Jordan kam («Христос Господь на Иордан пришел»)