Титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид)
Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
Испанский органист Даниэль Сальвадор продолжает захватывающее путешествие, где всего за полтора часа каждый может услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий. Он вновь собрал в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от средневековых рукописей до музыки наших современников. Слушателей ждет много сюрпризов: произведение испанского органиста, воспитателя будущего императора Филиппа II, пьеса для механического органа и грандиозные органные сочинения ХХ века, которые заставят вас поверить, что орган — это музыка открытого космоса.
Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с пьес из старинных кодексов. Продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (он служил при дворе короля Карла V и воспитывал императора Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которым так восхищались, что называли «Амстердамским Орфеем».
Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, чья музыка обязательно прозвучит, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода – итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй – знаменитый органист собора в Реймсе, сочинениями которого восхищались далеко за пределами Франции, их собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.
На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах. Такие инструменты были популярны во времена венских классиков, для них писали и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен; Даниэль Сальвадор выбрал пьесу Моцарта, пожалуй, самую «игрушечную» и известную в этом жанре. Западный романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона, музыканта, вернувшего орган в сферу интересов композиторов первого ряда, и чудесной миниатюрой русского князя Владимира Одоевского – одного из главных пропагандистов Баха и органной музыки в России XIX века.
Даниэль Сальвадор — один из самых ярких органистов своего поколения, виртуоз, просветитель и блестящий знаток органной музыки. Это музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием органных традиций разных стран и эпох. Каждый его концерт – это возможность войти в огромный мир органной музыки как желанный гость. Уникальные программы Сальвадора — идеальный вариант для тех, кто хочет начать знакомство с органом, но при этом они всегда интересны знатокам и ценителям музыки.
В программе:
Робертсбриджский кодекс (ок. 1330–1360, Англия)
Estampie (Эстампида)
Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия)
Die Süß Nachtigal («Сладкий соловей»)
Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)
Hajducki («Гайдуки»)
Антонио де Кабесон (1510–1566, Испания)
Diferencias sobre el canto llano del cavallero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621, Нидерланды)
Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»)
Джироламо Фрескобальди (1583–1643, Италия)
Бергамаска
Николя де Гриньи (1672–1703, Франция)
Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livre d’orgue)
Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750, Германия)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791, Австрия)
Andante фа мажор для механического органа
Сезар Франк (1822–1890, Франция)
Большой хор из Рождественской Мессы
Владимир Одоевский (1803–1869, Россия)
«Молитва без слов»