МОЦАРТ. РЕКВИЕМ
Солистка Государственного Телевидения и Радио
Дарья Давыдова — сопрано
Анастасия Бондарева — меццо-сопрано
Михаил Нор — тенор
Солист Хора Сретенского монастыря
Вадим Зарипов — бас
Московский государственный академический симфонический оркестр
Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова
Дирижер — Олег Романенко
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов и прославленных российских коллективов. Реквием прозвучит в редакции Франца Байера, признанной такими выдающимися дирижерами, как Леонард Бернстайн и Николаус Арнонкур. Эта версия гораздо ближе к оригиналу Моцарта, чем общепринятая редакция Зюсмайера. Специалисты говорят, что «Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна».
Одно из самых часто исполняемых произведений классической музыки осталось неоконченным после смерти его гениального автора. Реквием завершил Франц Ксавер Зюсмайер, ученик Моцарта. Несмотря на то, что на протяжении двухсот лет версию Зюсмайера не перестают критиковать, она остается самой популярной среди исполнителей и слушателей. Редакция Франца Байера, сделанная в начале 1970-х, многими авторитетными учеными и музыкантами признана более удачной и близкой к оригиналу. Она отличается, в первую очередь, оркестровкой, в некорректности которой чаще всего обвиняют Зюсмайера. Байер внес значительные изменения в партии и струнных, и духовых инструментов, особенно тромбонов. Менее заметные, но существенные исправления были сделаны в вокальных партиях, а также дописаны четыре такта фуги в части Hosanna.
Байер стремился к более глубокому пониманию стиля и духа моцартовской музыки и подчеркивал, что для него «редакция» заключается в восстановлении исходного материала рукописи — ведь Моцарт написал гораздо больше, чем принято считать, что обоснованно доказывал Байер. Показательно, что к его версии обращались такие авторитетные дирижеры, как Леонард Бернстайн, Николаус Арнонкур, Невилл Марринер. Именно она и прозвучит в Москве в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в исполнении прославленных коллективов — Московского государственного академического симфонического оркестра и Государственного академического Русского хора имени А. В. Свешникова.
Программа сопровождается масштабной красочной проекцией.
В программе: В. А. Моцарт
Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра