Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+
РЕНЕССАНС-ОРКЕСТР: СТЕРЕОМАНИЯ
Ренессанс-оркестр
художественный руководитель Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ
Сердце концерта составляют канцоны итальянского мастера, органиста собора Святого Марка в Венеции Джованни Габриели. Многие его сочинения вдохновлены архитектурой знаменитого собора: в них разные группы музыкантов располагаются в разных частях церкви, создавая стереофонические эффекты. Также прозвучит танцевальная музыка из сборника фламандского книгоиздателя Пьера Фалеза (1571), где игры с пространством будут продолжаться!
Венецианский собор Св. Марка — уникальный случай в истории, когда архитектура рождала новые музыкальные стили. Хоры для музыкантов, так же, как и два органа, располагались друг напротив друга: в огромном пространстве собора звуку требовалось время, чтобы «перелететь» с одной галереи на другую, и этот эффект вдохновил композиторов на создание антифонного стиля, когда хор и ансамбль то вступают поочередно, как эхо, то сливаются в едином звучании. Много работал в этом стиле Джованни Габриели, которого называли «музыкальным Тицианом Венеции». Его произведения были сложны и эффектны, что требовало от исполнителей высочайшего мастерства, но это и определило неповторимость венецианской школы и её огромное влияние на композиторов всей Европы.
Другой лейтмотив концерта — музыка из «Первой книги танцев» фламандского книгоиздателя Пьера Фалеза, изданной в 1571 году. Фалез был успешным продюсером, собирал и печатал только лучшие произведения своего времени. Петербургский музыкант Владимир Молодцов изучил последний сохранившийся экземпляр книги и обнаружил, что он содержит минимум 15 пьес, не звучавших на протяжении последних 400-450 лет. Усилиями Владимира Молодцова теперь они расшифрованы, изданы и звучат в концертах.
В составе оркестра выйдут несколько ансамблей: они будут играть и все вместе, и по отдельности, и в разнообразных сочетаниях — в зависимости от художественных задач, которые ставит то или иное сочинение. Владимир Парунцев представит два своих коллектива: консорт блокфлейт Terza Roma и ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer. В арсенале музыкантов целая коллекция уникальных старинных духовых инструментов — ренессансная волынка, крумхорн (инструмент, напоминающий ручку зонтика, один из древних предков гобоя), сакбут (дедушка современного тромбона), а также большое семейство блокфлейт самого разного размера.
Старинные струнные инструменты представляет консорт виол под руководством Александра Гулина, музыканты которого владеют разновидностями семейства виол – предков современных скрипок и виолончелей. Кроме того будут звучать ренессансная гитара, колесная лира, лютня и ренессансные ударные инструменты, в том числе средневековый барабан с труднопроизносимым названием ландскнехттроммель. И, конечно, непременным участником ренессансного оркестра станет орган.
Ренессанс-оркестр — это содружество лучших музыкантов Москвы и Петербурга, исполняющих музыку эпохи Ренессанса. И хотя в ту эпоху музыканты объединялись в большие коллективы только в экстраординарных случаях, сегодня идея такого оркестра выглядит более чем заманчивой и дает колоссальные возможности — где еще в один вечер можно услышать столько необычных старинных инструментов и музыкальных произведений?
В составе оркестра:
Консорт блокфлейт Terza Roma под руководством Владимира Парунцева
Екатерина Лозбенёва, Татьяна Любавская, Анна Тарасова, Александр Волков
Ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer под руководством Владимира Парунцева
Владимир МОЛОДЦОВ (ренессансная волынка, корнамуз)
Михаил РУСИНОВ (крумхорн)
Дмитрий БУЛКИН (сакбут)
а также
Консорт виол под руководством Александра Гулина
Ангелина Николовская, Ольга Жукова, Наталья Ацаркина, Елена Алексеева
Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ (лютня)
Дмитрий ЧЕРЕВКО (ренессансная гитара)
Юрий ПОСЫПАНОВ (ландскнехттроммель, перкуссия)
София ПЕТКЕВИЧ (колёсная лира)
Катарина МЕЛИК-ОВСЕПЯН (клавесин)
Елизавета ПОЛЯНИЦКАЯ (орган)
В программе:
Жан д’Эстре (? –1576). Бранль принуждения*
Аноним. Павана и гальярда «Я так страдаю, так страдаю»*
Джованни Габриели (ок. 1554/1557–1612). Канцона Primi toni
Джироламо Фрескобальди (1583–1643). Токката III
Тильман Сузато (ок. 1510–1570). «Почта» и «Реприза»*
Томас Луис де Виктория (1548–1611). «O magnum mysterium»
Уильям Бёрд (1538 или 1543–1623). Вариации на народную песню «John come kiss me now»
Джованни Габриели. Канцона Echo a 12
Аноним. «Павана стражи», «Гальярда стражи», «Вольта»*
Джованни Габриели. Канцона settimi toni
Тильман Сузато. Рондо «Почему?»
Самуэль Шайдт (1587–1654). Канцона «O nachbar Roland»
Джованни Габриели. Концона a 12 (С 210)
Жан д’Эстре. Сюита шампанских бранлей*
Тильман Сузато. «Танец из Хобокена»*
* Пьесы из «Первой книги танцев» Пьера Фалеза (1571) расшифрованы и подготовлены к изданию Владимиром Молодцовым