Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

17 февраля / Четверг
начало в 20:00, длительность 1 час 30 минут

Ренессанс-оркестр: Стереомания

Возрастные ограничения: Балкон 12+, партер 6+

РЕНЕССАНС-ОРКЕСТР: СТЕРЕОМАНИЯ

Ренессанс-оркестр
художественный руководитель Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ

Сердце концерта составляют канцоны итальянского мастера, органиста собора Святого Марка в Венеции Джованни Габриели. Многие его сочинения вдохновлены архитектурой знаменитого собора: в них разные группы музыкантов располагаются в разных частях церкви, создавая стереофонические эффекты. Также прозвучит танцевальная музыка из сборника фламандского книгоиздателя Пьера Фалеза (1571), где игры с пространством будут продолжаться!

Венецианский собор Св. Марка — уникальный случай в истории, когда архитектура рождала новые музыкальные стили. Хоры для музыкантов, так же, как и два органа, располагались друг напротив друга: в огромном пространстве собора звуку требовалось время, чтобы «перелететь» с одной галереи на другую, и этот эффект вдохновил композиторов на создание антифонного стиля, когда хор и ансамбль то вступают поочередно, как эхо, то сливаются в едином звучании. Много работал в этом стиле Джованни Габриели, которого называли «музыкальным Тицианом Венеции». Его произведения были сложны и эффектны, что требовало от исполнителей высочайшего мастерства, но это и определило неповторимость венецианской школы и её огромное влияние на композиторов всей Европы. 

Другой лейтмотив концерта — музыка из «Первой книги танцев» фламандского книгоиздателя Пьера Фалеза, изданной в 1571 году. Фалез был успешным продюсером, собирал и печатал только лучшие произведения своего времени. Петербургский музыкант Владимир Молодцов изучил последний сохранившийся экземпляр книги и обнаружил, что он содержит минимум 15 пьес, не звучавших на протяжении последних 400-450 лет. Усилиями Владимира Молодцова теперь они расшифрованы, изданы и звучат в концертах.

В составе оркестра выйдут несколько ансамблей: они будут играть и все вместе, и по отдельности, и в разнообразных сочетаниях — в зависимости от художественных задач, которые ставит то или иное сочинение. Владимир Парунцев представит два своих коллектива: консорт блокфлейт Terza Roma и ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer. В арсенале музыкантов целая коллекция уникальных старинных духовых инструментов — ренессансная волынка, крумхорн (инструмент, напоминающий ручку зонтика, один из древних предков гобоя), сакбут (дедушка современного тромбона), а также большое семейство блокфлейт самого разного размера. 

Старинные струнные инструменты представляет консорт виол под руководством Александра Гулина, музыканты которого владеют разновидностями семейства виол – предков современных скрипок и виолончелей. Кроме того будут звучать ренессансная гитара, колесная лира, лютня и ренессансные ударные инструменты, в том числе средневековый барабан с труднопроизносимым названием ландскнехттроммель. И, конечно, непременным участником ренессансного оркестра станет орган. 

Ренессанс-оркестр — это содружество лучших музыкантов Москвы и Петербурга, исполняющих музыку эпохи Ренессанса. И хотя в ту эпоху музыканты объединялись в большие коллективы только в экстраординарных случаях, сегодня идея такого оркестра выглядит более чем заманчивой и дает колоссальные возможности — где еще в один вечер можно услышать столько необычных старинных инструментов и музыкальных произведений?   

В составе оркестра: 
Консорт блокфлейт Terza Roma под руководством Владимира Парунцева
Екатерина Лозбенёва, Татьяна Любавская, Анна Тарасова, Александр Волков

Ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer под руководством Владимира Парунцева
Владимир МОЛОДЦОВ (ренессансная волынка, корнамуз)
Михаил РУСИНОВ (крумхорн)
Дмитрий БУЛКИН (сакбут)

а также
Консорт виол под руководством Александра Гулина 
Ангелина Николовская, Ольга Жукова, Наталья Ацаркина, Елена Алексеева

Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ (лютня)
Дмитрий ЧЕРЕВКО (ренессансная гитара)
Юрий ПОСЫПАНОВ (ландскнехттроммель, перкуссия)
София ПЕТКЕВИЧ (колёсная лира)
Катарина МЕЛИК-ОВСЕПЯН (клавесин)
Елизавета ПОЛЯНИЦКАЯ (орган)

В программе: 
Жан д’Эстре (? –1576). Бранль принуждения*
Аноним. Павана и гальярда «Я так страдаю, так страдаю»*
Джованни Габриели (ок. 1554/1557–1612). Канцона Primi toni
Джироламо Фрескобальди (1583–1643). Токката III 
Тильман Сузато (ок. 1510–1570). «Почта» и «Реприза»*
Томас Луис де Виктория (1548–1611). «O magnum mysterium»
Уильям Бёрд (1538 или 1543–1623). Вариации на народную песню «John come kiss me now»
Джованни Габриели. Канцона Echo a 12 
Аноним. «Павана стражи», «Гальярда стражи», «Вольта»*
Джованни Габриели. Канцона settimi toni 
Тильман Сузато. Рондо «Почему?»
Самуэль Шайдт (1587–1654). Канцона «O nachbar Roland»
Джованни Габриели. Концона a 12 (С 210) 
Жан д’Эстре. Сюита шампанских бранлей*
Тильман Сузато. «Танец из Хобокена»*

* Пьесы из «Первой книги танцев» Пьера Фалеза (1571) расшифрованы и подготовлены к изданию Владимиром Молодцовым

 


 

Исполнители

Ренессансный оркестр

Ренессансный оркестр — уникальный для российской сцены коллектив, творческое содружество нескольких профессиональных ансамблей и музыкантов, специализирующих на исполнении старинной музыки.

Основу необычного оркестра составляют четыре «консорта». Каждый из таких ансамблей представляет инструменты одного семейства разных размеров и диапазонов — от самых высоких до самых низких: это консорт блокфлейт, консорт виол да гамба, консорт деревянных духовых инструментов с двойной тростью (крумхорн, корнамуз и волынка) и консорт старинных медных духовых инструментов (цинк и сакбут). 

Звучание консортов дополняют широко использовавшиеся в эпоху Возрождения колесная лира, лютня и ренессансная гитара, клавесин, орган и старинные ударные. Музыкальные инструменты, на которых играют участники оркестра, являются историческими копиями инструментов западноевропейских мастеров XVI-XVII веков.

Состав Ренессансного оркестра позволяет охватить все многообразие инструментальной музыки эпохи Возрождения — от камерных жанров, исполняемых отдельными консортами, до сложнейшей полифонии на 8-12 голосов, праздничной и церемониальной музыки. Украшением программ Ренессансного оркестра являются многохорные канцоны композиторов венецианской школы, в которых переклички групп инструментов, располагающихся в разных частях собора, позволяют слушателю оценить красоту звучания каждого консорта в отдельности и их сочетаний. 

Неотъемлемой составляющей репертуара оркестра стали танцы эпохи позднего Возрождения из сборников XVI века, первые издания которых в России в 2021-м году (Издательство В. Молодцова) стали отправной точкой для создания Ренессансного оркестра.

Первый концерт коллектива состоялся в Москве в декабре 2021 года в рамках VIII Международного Рождественского фестиваля «Адвент».

Владимир Молодцов

Занимается старинной музыкой более 30 лет. Автор учебных пособий на основе музыки средневековья и Ренессанса для блокфлейт и различных видов волынок. В настоящее время занимается переложением танцев XVI века, изданными Пьером Аттеньяном и семейством Фалеза.

Юрий Посыпанов

Барабанщик, перкуссионист, обладатель коллекции музыкальных инструментов, на данный момент насчитывающей  около 120 экземпляров. Изучал старинную и современную академическую музыку в классе Марка Пекарского, играл в его ансамбле. Выступал в составе многих коллективов и с такими известными исполнителями, как Пётр Налич, Сати Казанова, Дидюля и многие другие. Более 12 лет постигает тайны музыкальных культур народов мира; в его арсенале инструменты из Индии, Африки, Бразилии, Европы, стран Ближнего Востока и Карибского бассейна.

Владимир Парунцев

Руководитель консорта блокфлейт Terza Roma и ансамбля тростевых инструментов «Pfeyffer».

Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классу кларнета. Совершенствовался в игре на блокфлейте под  руководством ведущих западно-европейских солистов – интерпретаторов старинной музыки, таких как К. Штайман (Швейцария), Т. Энгель, М. Йоос (Германия), М. ван Лисхаут (Нидерланды), М. Пош, Р. Клеменчич (Австрия). Является создателем и руководителем двух известных коллективов – ансамбля старинной музыки «Pfeyffer» и юношеского Piccoli Band – победителя международных конкурсов и фестивалей.

Сольные концерты музыканта проходят в Голландии, Германии, Испании, Италии, Чехии, Турции, Израиле, Корее. В числе коллективов, с которыми он сотрудничает ­– «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, Pratum integrum, «Вивальди-оркестр» под руководством Светланы Безродной, Musica Petropolitana, «Телеман-консорт», «Баховский центр», «Мадригал», «Alta Cappella», ансамбль под управлением Назара Кожухаря.Владимир Парунцев участвовал в проектах Кристофера Стембриджа, Деборы Йорк (опера «Орландо» Генделя), Фолькера Хемпфлинга («Страсти по Матфею» И.С. Баха), и сам выступил в роли организатора и арт-директора Международного фестиваля старинной музыки «Ренессанс» в Московском международном Доме музыки. 

Летом 2021 г. выступил в качестве художественного руководителя фестиваля «Солдая, дни средневековой культуры» (Крым, Судак, Генуэзская  Кпепость). Осенью 2021 г. как солист участвовал в фестиваля Московской филармонии "Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний", под руководством Кристофера Мулдса принимал участие в исполнении трех опер Генделя в Концертном зале им. П. И. Чайковского. В настоящее время является готовит большой проект «Ренессанс-оркестр» и  новый фестиваль в Крыму.

Александр Гулин

Александр Гулин / виолончель

анонсы
21 августа / 19:00
Лауреат международных конкурсов Михаил Широченко – контратенор Лауреат премии «Органист года – 2021» Мария Блажевич – орган
27 августа / 21:00
Трио № 1 Алексея Иванникова Впервые в афише Collegium Musicum настоящее джазовое трио! Программа состоит из аранжировок классических джазовых стандартов — мелодий Коула Портера, Жозефа Космы, Генри Манчини и выдающихся джазменов ХХ века. В программе: К. Портер, Г. Манчини, Ж. Косма, Т. Монк и др.
28 августа / 20:00
Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег Романенко
1 сентября / 20:00
Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Филипп Петров – дирижер Лауреат международных конкурсов  Игорь Гольденберг – орган
4 сентября / 19:00
Лауреаты международных конкурсов Наталья Павлова – сопрано (Италия – Россия) Титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде Евгений Авраменко – орган
Ближайшие концерты
21 августа / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Михаил Широченко – контратенор Лауреат премии «Органист года – 2021» Мария Блажевич – орган
27 августа / 21:00 – 22:30
Трио № 1 Алексея Иванникова Впервые в афише Collegium Musicum настоящее джазовое трио! Программа состоит из аранжировок классических джазовых стандартов — мелодий Коула Портера, Жозефа Космы, Генри Манчини и выдающихся джазменов ХХ века. В программе: К. Портер, Г. Манчини, Ж. Косма, Т. Монк и др.
28 августа / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег Романенко
1 сентября / 20:00 – 21:30
Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Филипп Петров – дирижер Лауреат международных конкурсов  Игорь Гольденберг – орган
4 сентября / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Наталья Павлова – сопрано (Италия – Россия) Титулярный органист Кафедрального собора в Калининграде Евгений Авраменко – орган
10 сентября / 18:00 – 19:30
Лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
11 сентября / 19:00 – 20:30
Тимур Халиулин — орган
18 сентября / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт первый
24 сентября / 21:00 – 22:30
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 октября / 21:00 – 22:30
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
13 ноября / 20:00 – 21:30
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано Владимир Дмитрук — тенор Денис Седов — бас Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер — Олег Романенко
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Работает на Cornerstone