ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»
Концерт четвертый
Людмила ФРАЁНОВА сопрано
Михаил НОР тенор
Даниил ЧЕСНОКОВ бас
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР орган
Ансамбль COLLEEGIUM MUSICUM
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора. Пятый сезон посвящен кантатам, основанным на лютеранских хоралах. Бах прикоснулся к этому неисчерпаемому источнику вдохновения в раннем детстве и не расставался с ним до конца дней. Мелодии хоралов искусно вплетены во многие его сочинения, создавая смысловую многомерность. Человеку XXI века сложно считывать эти слои, вот почему в проекте так важны комментарии крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
27 февраля будут исполнены кантаты, в которых звучит хорал немецкого теолога Пауля Герхардта «Ich hab in Gottes Herz und Sinn» («В Божие сердце и разум»; 1647).
Кантатой № 65 «Все они из Савы придут» Бах завершил свой первый рождественский сезон в церкви Святого Фомы в Лейпциге. Текст неизвестного автора объединяет ряд источников вокруг сюжета о поклонении волхвов, которые пришли в Вифлеем с Востока — вероятно, Саба находилась где-то на территории современного Йемена. Бах иллюстрирует их появление «восточной» музыкой: в ансамбль включены валторны, флейты и гобои да качча, а в первом номере изображено и мерное покачивание каравана, и толпа любопытных, разглядывающих экзотических гостей с их богатыми дарами. Простой лютеранин не может преподнести Иисусу такие сокровища, но он приносит ему в дар свое сердце — этому посвящена вся вторая половина сочинения, которое завершается хоралом Пауля Герхардта.
Кантата № 92 «В Божие сердце и разум» впервые прозвучала в Лейпциге годом позже, 28 января 1725 года. Если в кантате № 65 мелодия Герхардта появляется лишь в финале, то кантата № 92 является хоральной, то есть вся она построена на этом гимне середины XVII века. Неизвестный поэт сохранил пять из двенадцати строф поэтического текста, перефразировав остальные.
Бах изобретательно находит музыкальный образ для каждой из хоральных частей кантаты. Важное место он отводит звуковой живописи: простыми, но выразительными средствами изображает, как с ужасным грохотом рушатся холмы и горы, хроматические интонации гобоев усиливают слово «печаль», в арии баса звучит завывание суровых ветров. Обрамляет эти картины музыка изумительной красоты — мерцающая и нежная в первом хоре, украшенная легким пиццикато струнных и изящной мелодией гобоя в предпоследней арии сопрано, за которой следует прекрасный в своей безыскусности хорал.
В программе:
Кантата BWV 65 Sie werden aus Saba alle kommen («Все они из Савы придут») (1724)
Кантата BWV 92 Ich hab in Gottes Herz und Sinn («В Божие сердце и разум») (1725)