Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

27 февраля / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон V "Кантаты и хоралы"

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»
Концерт четвертый

Людмила ФРАЁНОВА сопрано
Михаил НОР тенор
Даниил ЧЕСНОКОВ бас
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР орган
Ансамбль COLLEEGIUM MUSICUM
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора. Пятый сезон посвящен кантатам, основанным на лютеранских хоралах. Бах прикоснулся к этому неисчерпаемому источнику вдохновения в раннем детстве и не расставался с ним до конца дней. Мелодии хоралов искусно вплетены во многие его сочинения, создавая смысловую многомерность. Человеку XXI века сложно считывать эти слои, вот почему в проекте так важны комментарии крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.

27 февраля будут исполнены кантаты, в которых звучит хорал немецкого теолога Пауля Герхардта «Ich hab in Gottes Herz und Sinn» («В Божие сердце и разум»; 1647).

Кантатой № 65 «Все они из Савы придут» Бах завершил свой первый рождественский сезон в церкви Святого Фомы в Лейпциге. Текст неизвестного автора объединяет ряд источников вокруг сюжета о поклонении волхвов, которые пришли в Вифлеем с Востока — вероятно, Саба находилась где-то на территории современного Йемена. Бах иллюстрирует их появление «восточной» музыкой: в ансамбль включены валторны, флейты и гобои да качча, а в первом номере изображено и мерное покачивание каравана, и толпа любопытных, разглядывающих экзотических гостей с их богатыми дарами. Простой лютеранин не может преподнести Иисусу такие сокровища, но он приносит ему в дар свое сердце — этому посвящена вся вторая половина сочинения, которое завершается хоралом Пауля Герхардта.

Кантата № 92 «В Божие сердце и разум» впервые прозвучала в Лейпциге годом позже, 28 января 1725 года. Если в кантате № 65 мелодия Герхардта появляется лишь в финале, то кантата № 92 является хоральной, то есть вся она построена на этом гимне середины XVII века. Неизвестный поэт сохранил пять из двенадцати строф поэтического текста, перефразировав остальные. 

Бах изобретательно находит музыкальный образ для каждой из хоральных частей кантаты. Важное место он отводит звуковой живописи: простыми, но выразительными средствами изображает, как с ужасным грохотом рушатся холмы и горы, хроматические интонации гобоев усиливают слово «печаль», в арии баса звучит завывание суровых ветров. Обрамляет эти картины музыка изумительной красоты — мерцающая и нежная в первом хоре, украшенная легким пиццикато струнных и изящной мелодией гобоя в предпоследней арии сопрано, за которой следует прекрасный в своей безыскусности хорал. 

В программе:
Кантата BWV 65 Sie werden aus Saba alle kommen («Все они из Савы придут») (1724)
Кантата BWV 92 Ich hab in Gottes Herz und Sinn («В Божие сердце и разум») (1725)

Исполнители

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
4 декабря / 19:00
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
Ближайшие концерты
4 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Фёдор Строганов, Даниэль Сальвадор. Органисты разных поколений исполняют на большом историческом органе собора музыку великого немецкого мастера.
11 декабря / 19:00 – 20:30
Ирина Дуброва — вокал Дарья Маглёваная — виела Константин Щеников-Архаров — плекторная лютня Алина Звонарева — лингвистический консультант
18 декабря / 19:00 – 20:30
Алиса Тен (вокал) Сергей Полтавский (виола д'аморе) Аркадий Пикунов (саксофоны) Руст Позюмский (виола да гамба) Владимир Скоморохов (орган, клавесин, рояль)
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
27 декабря / 21:00 – 22:20
Московский государственный академический симфонический оркестр Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
28 декабря / 20:00 – 21:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер — Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко — орган
31 декабря / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
1 января / 19:00 – 20:30
Авторский цикл «Господь — твердыня наша» Хоральное наследие И. С. Баха (К 500-летию со дня первой публикации книг Нового Завета в переводе Мартина Лютера) Концерт первый
2 января / 16:00 – 17:05
лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган Анна НИКУЛИНА — орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон ВАРЕНЦОВ
3 января / 16:00 – 17:30
Титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
4 января / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин — орган
5 января / 21:00 – 22:00
Лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов — саксофон Игорь Гольденберг — орган
6 января / 18:00 – 19:30
Василий КОРОСТЕЛЕВ — дудук, голос Антонио ГРАМШИ — бузуки, крумхорн, перкуссия Тарквиний ГРАМШИ — дарбука титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 января / 18:00 – 19:30
Ансамбль «NOVOSELIE»
15 января / 19:00 – 20:30
Ансамбль исторических духовых инструментов Аlta capella Художественный руководитель — Иван Великанов
22 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:30
Дирижер Олег Романенко
19 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 20:00
Юлия Томина (сопрано), Полина Шамаева — меццо-сопрано, Виталий Серебряков, тенор, Олег Диденко — бас, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Дирижер — Олег Романенко
Работает на Cornerstone