Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

26 декабря / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 35 минут

Бах. Магнификат. Рождественский концерт! Закрытие фестиваля Адвент

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»

Концерт третий
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора. По традиции в праздничные дни звучат рождественские кантаты немецкого мастера — самые торжественные, радостные и богатые по звучанию, с солирующими партиями духовых инструментов и радостным боем литавр. В этом году публику ждет необычная программа: в нее вошла музыка, написанная Бахом не на немецкий, а на латинский текст – рождественская кантата Gloria in excelsis Deo и первая версия Магнификата.   

Gloria in excelsis Deo — единственная из двухсот сохранившихся церковных кантат Баха, написанная на латыни. Она впервые прозвучала в Лейпциге на Рождество в университетской церкви св. Павла, вероятно, в 1742 году. За основу Бах взял собственную мессу, написанную в 1733 году для дрезденского двора, которая позднее, в 1748-м станет первой частью его монументальной Мессы си минор.

Для этой кантаты Бах создал очень праздничное звучание: два солиста — сопрано и тенор, необычный пятиголосный хор (с двумя сопрановыми партиями), и богатая блестящая оркестровка — три трубы, литавры, две флейты, два гобоя, струнные и бассо-континуо. При этом напрямую с Рождеством связана лишь первая часть кантаты: это ангельское славословие из Евангелия от Луки «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!». В двух других частях звучит текст малого славословия: дуэт «Gloria Patri et Filio et Spiritui sancto» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу») и хор «Sicut erat in Principio» («Ныне и присно»). 

Еще более торжественно звучит Магнификат — сочинение в жанре, имевшем богатые музыкальные традиции. Название он получил по первому слову первого стиха «Magnificat anima mea Dominum» («Величит душа Моя Господа») славословия Девы Марии из Евангелия от Луки. Это одно из песнопений Нового Завета, которое хоть и получило в ходе реформы Мартина Лютера немецкий перевод, сохранилось в богослужении и на латыни. 

Бах впервые обратился к жанру Магнификата в 1723 году, в свой первый сезон на посту кантора церкви св. Фомы. Выбор языка не случаен: в Лейпциге именно латинский магнификат пели в высокие праздники (Рождество, Пасха, Пятидесятница) и на праздники в честь Девы Марии. Так, Магнификат Баха, вероятно, создавался к празднованию Встречи Марии и Елизаветы, но доподлинно известно, что он прозвучал и на Рождество в церкви св. Николая. 

Новый кантор определенно хотел произвести впечатление на своих новых работодателей и прихожан, поэтому придал звучанию большого инструментального ансамбля с двумя гобоями, тремя трубами и литаврами большую торжественность и пышность. Текст Магнификата он разбил на одиннадцать частей и добавил двенадцатую — фрагмент малого славословия. Кроме того, он включил в партитуру четыре рождественских гимна — два на немецком и два на латыни. Именно в этой ранней версии с рождественскими вставками Магнификат прозвучит на заключительном концерте фестиваля. 

В программе:
Пастораль для органаBWV 590 (1 и 3 части)

Кантата № 191 «Gloria in excelsis Deo» 
«Слава в вышних Богу»

Хоральная прелюдия «Vom Himmel hoch, da komm ich her»
(«С небес я вышних к вам нисшел»), BWV 606

Магнификат ми-бемоль мажор, BWV 243а

 


 

Читать дальше...
Исполнители

Михаил Широченко

Контратенор

Учился в Новосибирской государственной консерватории, в годы учебы дебютировал на сцене Новосибирского театра оперы и балета (Герардино в опере Пуччини «Джанни Скикки»). Окончил факультет музыкального театра ГИТИСа (мастерская А. Тителя, И. Ясуловича, педагог по вокалу — Б. Тонких). Исполнил партию Колдуна и Духа в опере Пёрселла «Дидона и Эней» в Театре ГИТИСа (режиссер А. Титель, дирижер Т. Зангиев). С сентября 2018 г. — участник Молодежной оперной программы Большого театра, участвовал в концертах на исторической сцене и в Бетховенском зале. 

Финалист шестого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура». Обладатель Гран-при Международного конкурса «World Music Competition» (Испания, 2021), специального приза Международного конкурса «Opera Bella» (Москва, 2021).

В репертуаре певца преобладает барочная музыка (Бах, Гендель, Вивальди, Перголези, Перселл), но он успешно исполняет и музыку XX века. Михаил активно выступает в России, сотрудничал с МГАСО под управлением Павла Когана, оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской, ансамблем «Questa Musica» под управлением Филиппа Чижевского, оркестром Театра оперы и балета республики Марий Эл. 

Участник проекта «Все кантаты Баха» фонда Collegium Musicum в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в Москве.

 

Екатерина Либерова

Екатерина Либерова (сопрано)

Владимир Красов

Бас 

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.

Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 г. — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 г. работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди «La morte dOrfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020). Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е. Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018). В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Людмила Фраенова

Выступает в России и за рубежом в двух амплуа: а именно как скрипачка и как певица (сопрано) с такими коллективами, как Pratum integtum, Questa musica, Chamber orchestra Kremlin, Jerusalem baroque orchestra, Baroccada, Collegium Musicum.
Лауреат  конкурса им. Н.Сабитова, Славянской музыки, Дни Бетховена в Москве, участвовала в мастерклассах  Р.Гёбеля, Ф.Новелли, Э.Кёркби, Ю.Рахлина, З.Брона. Принимала участие в международных фестивалях «Московская осень», «La renaissance», «Bach - Vivaldi», "Tage Alter Musik in Herne","Gdansk music festival", "Декабрьские вечера".
Исполнила партию Венеры в реконструкции Э. Кинга оперы Монтеверди «Арианна».

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган солисты хор Бах И. С.
анонсы
29 января / 21:00
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
30 января / 20:00
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган (Испания) В программе: органная музыка представителей семейства Бахов
6 февраля / 19:00
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
12 февраля / 18:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Фёдор Строганов, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, А. Пьяццолла, Ф. Строганов
13 февраля / 20:00
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано) Владимир Дмитрук (тенор) Денис Седов (бас) Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер – Олег Романенко
Ближайшие концерты
29 января / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
30 января / 20:00 – 21:30
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган (Испания) В программе: органная музыка представителей семейства Бахов
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
12 февраля / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Фёдор Строганов, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, А. Пьяццолла, Ф. Строганов
13 февраля / 20:00 – 21:30
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано) Владимир Дмитрук (тенор) Денис Седов (бас) Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер – Олег Романенко
17 февраля / 20:00 – 21:30
художественный руководитель Константин Щеников-Архаров В составе оркестра: Консорт блокфлейт Terza Roma под руководством Владимира Парунцева Екатерина Лозбенёва, Татьяна Любавская, Анна Тарасова, Александр Волков Ансамбль тростевых инструментов Pfeyffer под руководством Владимира Парунцева Владимир Молодцов (ренессансная волынка, корнамуз) Михаил Русинов (крумхорн) Андриан Принцев (сакбут)
20 февраля / 19:00 – 20:30
Великие романтики: Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Малер лауреаты международных конкурсов Мария Блажевич (орган) Михаил Широченко (контратенор) В программе: Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс. Г. Малер
26 февраля / 21:00 – 22:20
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 марта / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии ТИМУР ХАЛИУЛЛИН орган В программе: музыка из фильмов «Солярис», «Зеркало», «Ирония судьбы», «Мой ласковый и нежный зверь», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря» и др.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 мая / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
22 мая / 19:00 – 20:30
Илья ФЁЛЛЬМИ-КУДРЯВЦЕВ орган (Швейцария) В программе: Даниэль Глаус, Майкл Финнисси, Джон Кейдж, Хайнц Холлигер
29 мая / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
5 июня / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт пятый
26 июня / 20:00 – 20:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
3 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт шестой
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone