Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

26 сентября / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 40 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон V "Кантаты и хоралы"

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»

Концерт первый 

Михаил ШИРОЧЕНКО альт
Михаил НОР тенор
Владимир КРАСОВ бас
Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора. Пятый сезон проекта посвящен кантатам, чей музыкальный стержень составляют лютеранские хоралы. Духовные песни сопровождали каждого лютеранина на протяжении всей жизни; Бах прикоснулся к этому неисчерпаемому источнику вдохновения в раннем детстве – в возрасте 4-10 лет сборник церковных гимнов был его главной книгой, – и не расставался до конца дней. Мелодии хоралов искусно вплетены во многие его сочинения, создавая смысловую многомерность, ими инкрустирована вся баховская музыка, благодаря символике мотивов обладающая мощной интертекстуальностью. Человеку XXI века сложно считывать эти слои, вот почему в проекте так важны с комментарии крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.  

26 сентября прозвучат две кантаты, построенных на хорале крупнейшего германского протестантского поэта XVII века Иоганна Риста «O Ewigkeit, du Donnerwort» (1642). Мелодию к этому духовному гимну написал Иоганн Шоп. 

Кантата № 60 впервые прозвучала в Лейпциге 7 ноября 1723 года в первый год работы композитора на посту кантора церкви святого Фомы. Это одна из диалогических кантат Баха: ее тема – страх смерти и надежда на спасение – раскрывается в основном через разговор двух аллегорических фигур – Страха (альт) и Надежды (тенор). В четвертой части в диалог со Страхом вступает сам Христос (бас). Неповторимый звуковой облик кантате придает состав ансамбля: помимо струнных и бассо-континуо Бах вводит в партитуру валторну и два гобоя д'амур. Хорал Риста открывает кантату и становится основой хоральной фантазии, а вот завершает сочинение другой хорал – знаменитая мелодия Франца Иоахима Бурмейстера «Es ist genug» («С меня довольно»).

Год спустя Бах сочинил кантату уже на весь хорал Риста и исполнил ее в первое воскресенье по Троице – 11 июня 1724 года. Кантата № 20 дала старт второму годовому циклу, который изначально был задумал как цикл хоральных кантат – за год их было создано около 40. В отличие от компактной Кантаты № 60, новое прочтение старинного хорала представляло собой масштабное сочинение из двух частей (первая исполнялась перед проповедью, вторая – после) для трех солистов, четырехголосного хора и барочного ансамбля с двумя трубами и тремя гобоями. Звуковое великолепие такого состава Бах демонстрирует уже во вступительной фантазии на тему хорала, написанной в стиле торжественной французской увертюры. Последующие части Бах выстраивает характерным способом: часть поэтических строф гимна сохранена, а остальные либреттист перефразировал и превратил в последовательность речитативов и арий. 

В программе:
Кантата № 60 O Ewigkeit, du Donnerwort («О вечность, слово паче грома») (1723)
Кантата № 20 O Ewigkeit, du Donnerwort («О вечность, слово паче грома») (1724)

Исполнители

Михаил Широченко

Контратенор

Учился в Новосибирской государственной консерватории, в годы учебы дебютировал на сцене Новосибирского театра оперы и балета (Герардино в опере Пуччини «Джанни Скикки»). Окончил факультет музыкального театра ГИТИСа (мастерская А. Тителя, И. Ясуловича, педагог по вокалу — Б. Тонких). Исполнил партию Колдуна и Духа в опере Пёрселла «Дидона и Эней» в Театре ГИТИСа (режиссер А. Титель, дирижер Т. Зангиев). С сентября 2018 г. — участник Молодежной оперной программы Большого театра, участвовал в концертах на исторической сцене и в Бетховенском зале. 

Финалист шестого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура». Обладатель Гран-при Международного конкурса «World Music Competition» (Испания, 2021), специального приза Международного конкурса «Opera Bella» (Москва, 2021).

В репертуаре певца преобладает барочная музыка (Бах, Гендель, Вивальди, Перголези, Перселл), но он успешно исполняет и музыку XX века. Михаил активно выступает в России, сотрудничал с МГАСО под управлением Павла Когана, оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской, ансамблем «Questa Musica» под управлением Филиппа Чижевского, оркестром Театра оперы и балета республики Марий Эл. 

Участник проекта «Все кантаты Баха» фонда Collegium Musicum в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в Москве.

 

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Фёдор Строганов

Выдающийся российский органист, клавесинист, композитор, преподаватель Московской  консерватории, член Союза композиторов России.

Окончил Московскую консерваторию (композиция, орган), стажировался в Парижской консерватории (классы М. Шапюи, О. Латри, П. Мефано, Ж. Гризе).
С 2005 года преподает в Московской консерватории (с 2015 года – доцент).
Ведет обширную концертную деятельность, исполняя музыку композиторов разных эпох и собственные сочинения.
Участник фестивалей в России и за рубежом, в том числе фестиваль Гайдна в Айзенштадте, Моцарта в Вюрцбурге, «Vired Strings» в Сан-Франциско и другие.

Сотрудничал с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, оркестром Большого театра России, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», с камерными оркестрами и ансамблями Musica Viva, «Академия старинной музыки», «Эрмитаж», Kremlin, The Pocket Symphony, «Экселенте», Musica Poetica (Швейцария), Telemann Consort, с Московским Синодальным хором, ансамблем духовной музыки «Благовест».

Выступал с известными музыкантами, в числе которых Геннадий Рождественский, Жан-Клод Казадезюс, Владимир Юровский, Туган Сохиев, Александр Рудин, Алексей Пузаков, Миша Рахлевский, Татьяна Гринденко, Хибла Герзмава, Надежда Павлова, Яна Иванилова, Ольга Ивушейкова, Рустам Комачков, Назар Кожухарь, Пётр Главатских, Мишель Тирабоско.

Принимал участие в кинофестивале в Берлине, где озвучивал 11 немых фильмов 1929 года на кинооргане в кинотеатре Babylon (2019). 

Звания и награды:

  • Лауреат I Международного конкурса органистов имени Олега Янченко (2002, Волгоград, III премия)
  • Дипломант II Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева (2001, Калининград)
  • Дипломант Московского конкурса композиторов на лучшее сочинение для органа (2002)

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
12 декабря / 20:00
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 декабря / 18:00
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
15 декабря / 19:00
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
19 декабря / 20:00
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
22 декабря / 20:00
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Ближайшие концерты
12 декабря / 20:00 – 21:30
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
14 декабря / 18:00 – 19:30
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
Билеты от 1400₽
15 декабря / 19:00 – 20:30
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Билеты от 1400₽
19 декабря / 20:00 – 21:30
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
Билеты от 600₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
26 декабря / 20:00 – 21:30
Государственный академический русский ХОР ИМЕНИ СВЕШНИКОВА БРАСС-АНСАМБЛЬ Российского Национального оркестра Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган
Билеты от 1400₽
28 декабря / 21:00 – 22:30
Самый необычный оркестр России Imperialis Orchestra.
Билеты от 1900₽
29 декабря / 18:00 – 19:20
Зимняя классика в новом звучании! Органный дуэт Artbene исполняет известные произведения, вдохновленные образами зимы,— от «Времен года» Вивальди до «Щелкунчика» Чайковского.
Билеты от 1400₽
29 декабря / 21:00 – 22:25
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев.
Билеты от 1400₽
31 декабря / 21:00 – 22:15
Новогоднее чудо под сводами собора! Завораживающее звучание стеклянной арфы под руками виртуоза Александра Лемешева в дуэте с органисткой Олесей Кравченко соединится с магией песочной анимации.
Билеты от 1900₽
1 января / 18:00 – 19:30
Авторский цикл. Концерт второй Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 1400₽
2 января / 15:00 – 16:05
Любимая новогодняя сказка об отважной маленькой Мари и заколдованном принце Щелкунчике, о Мышином короле и сказочном городе Конфитюренбурге оживет в музыке и волшебных картинах песочной анимации!
Билеты от 1400₽
2 января / 18:00 – 19:15
Авторские обработки музыки из мультфильмов студии Disney
Билеты от 1400₽
3 января / 15:00 – 16:25
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия ИКОННИКОВА — орган, Нина ГВАМИЧАВА — арфа, Олег МАТВЕЕВ — волынка, саксофон, гармоника
Билеты от 1400₽
5 января / 18:00 – 19:30
Органные сочинения на темы рождественских гимнов играет лауреат международных конкурсов, органистка Методистской церкви города Бомонт Екатерина ГОТСДИНЕР (Техас, США)
Билеты от 1400₽
5 января / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон, Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган, рояль
Билеты от 1400₽
6 января / 21:00 – 22:15
Играет лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солистка Томской государственный филармонии Мария Блажевич (орган)
Билеты от 1400₽
7 января / 15:00 – 16:15
Хоровая капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ», художественный руководитель и главный дирижер — Элдар АБАСОВ. Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган.
Билеты от 1400₽
7 января / 18:00 – 19:30
В канун православного Рождества совершите удивительное путешествие в пространстве и времени: в этой программе смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
Билеты от 1400₽
8 января / 21:00 – 22:25
В программе: шедевры органной музыки и популярная классика
Билеты от 1400₽
9 января / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
11 января / 18:00 – 19:30
Виртуоз Константин КАЗНАЧЕЕВ и его блистательный Московский струнный оркестр исполняют знаменитый цикл Вивальди. На большом историческом органе собора прозвучат органные шедевры Баха.
Билеты от 1900₽
12 января / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Владимир Скоморохов — орган Тереза Лолейт — флейта Илья Лолейт — кларнет
Билеты от 700
16 января / 20:00 – 21:00
Лауреаты международных конкурсов Ангелина Николовска — виола да гамба Ирина Красная — орган В программе: И. С. Бах
Билеты от 600₽
Работает на Cornerstone