Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

26 сентября / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 40 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА. Сезон V "Кантаты и хоралы"

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Сезон пятый: «Кантаты и хоралы»

Концерт первый 

Михаил ШИРОЧЕНКО альт
Михаил НОР тенор
Владимир КРАСОВ бас
Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора. Пятый сезон проекта посвящен кантатам, чей музыкальный стержень составляют лютеранские хоралы. Духовные песни сопровождали каждого лютеранина на протяжении всей жизни; Бах прикоснулся к этому неисчерпаемому источнику вдохновения в раннем детстве – в возрасте 4-10 лет сборник церковных гимнов был его главной книгой, – и не расставался до конца дней. Мелодии хоралов искусно вплетены во многие его сочинения, создавая смысловую многомерность, ими инкрустирована вся баховская музыка, благодаря символике мотивов обладающая мощной интертекстуальностью. Человеку XXI века сложно считывать эти слои, вот почему в проекте так важны с комментарии крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.  

26 сентября прозвучат две кантаты, построенных на хорале крупнейшего германского протестантского поэта XVII века Иоганна Риста «O Ewigkeit, du Donnerwort» (1642). Мелодию к этому духовному гимну написал Иоганн Шоп. 

Кантата № 60 впервые прозвучала в Лейпциге 7 ноября 1723 года в первый год работы композитора на посту кантора церкви святого Фомы. Это одна из диалогических кантат Баха: ее тема – страх смерти и надежда на спасение – раскрывается в основном через разговор двух аллегорических фигур – Страха (альт) и Надежды (тенор). В четвертой части в диалог со Страхом вступает сам Христос (бас). Неповторимый звуковой облик кантате придает состав ансамбля: помимо струнных и бассо-континуо Бах вводит в партитуру валторну и два гобоя д'амур. Хорал Риста открывает кантату и становится основой хоральной фантазии, а вот завершает сочинение другой хорал – знаменитая мелодия Франца Иоахима Бурмейстера «Es ist genug» («С меня довольно»).

Год спустя Бах сочинил кантату уже на весь хорал Риста и исполнил ее в первое воскресенье по Троице – 11 июня 1724 года. Кантата № 20 дала старт второму годовому циклу, который изначально был задумал как цикл хоральных кантат – за год их было создано около 40. В отличие от компактной Кантаты № 60, новое прочтение старинного хорала представляло собой масштабное сочинение из двух частей (первая исполнялась перед проповедью, вторая – после) для трех солистов, четырехголосного хора и барочного ансамбля с двумя трубами и тремя гобоями. Звуковое великолепие такого состава Бах демонстрирует уже во вступительной фантазии на тему хорала, написанной в стиле торжественной французской увертюры. Последующие части Бах выстраивает характерным способом: часть поэтических строф гимна сохранена, а остальные либреттист перефразировал и превратил в последовательность речитативов и арий. 

В программе:
Кантата № 60 O Ewigkeit, du Donnerwort («О вечность, слово паче грома») (1723)
Кантата № 20 O Ewigkeit, du Donnerwort («О вечность, слово паче грома») (1724)

Исполнители

Михаил Широченко

Контратенор

Учился в Новосибирской государственной консерватории, в годы учебы дебютировал на сцене Новосибирского театра оперы и балета (Герардино в опере Пуччини «Джанни Скикки»). Окончил факультет музыкального театра ГИТИСа (мастерская А. Тителя, И. Ясуловича, педагог по вокалу — Б. Тонких). Исполнил партию Колдуна и Духа в опере Пёрселла «Дидона и Эней» в Театре ГИТИСа (режиссер А. Титель, дирижер Т. Зангиев). С сентября 2018 г. — участник Молодежной оперной программы Большого театра, участвовал в концертах на исторической сцене и в Бетховенском зале. 

Финалист шестого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура». Обладатель Гран-при Международного конкурса «World Music Competition» (Испания, 2021), специального приза Международного конкурса «Opera Bella» (Москва, 2021).

В репертуаре певца преобладает барочная музыка (Бах, Гендель, Вивальди, Перголези, Перселл), но он успешно исполняет и музыку XX века. Михаил активно выступает в России, сотрудничал с МГАСО под управлением Павла Когана, оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской, ансамблем «Questa Musica» под управлением Филиппа Чижевского, оркестром Театра оперы и балета республики Марий Эл. 

Участник проекта «Все кантаты Баха» фонда Collegium Musicum в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в Москве.

 

Владимир Красов

Бас 

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.

Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 г. — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 г. работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди «La morte dOrfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020). Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е. Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018). В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Фёдор Строганов

Фёдор Строганов / орган 

Выдающийся российский органист, клавесинист, композитор, преподаватель Московской  консерватории, член Союза композиторов России. Окончил Московскую консерваторию (композиция, орган), стажировался в Парижской консерватории (классы М. Шапюи, О. Латри, П. Мефано, Ж. Гризе). Ведет обширную концертную деятельность, исполняя музыку композиторов разных эпох и собственные сочинения. Сотрудничает с всемирно известными коллективами, участник фестивалей в России и за рубежом, в том числе фестиваль Гайдна в Айзенштадте, Моцарта в Вюрцбурге, «Vired Strings» в Сан-Франциско и мн. др. 

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
7 июля / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
Ближайшие концерты
7 июля / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00 – 20:30
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
30 июля / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко — орган
31 июля / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган, Дмитрий Максименко — орган
4 августа / 20:00 – 21:30
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган, рояль Анна НИКУЛИНА — орган, рояль Надежда УСМАНОВА — ударные
7 августа / 19:00 – 20:30
Марина Белова — лютня, теорба Маргарита Еськина — орган, клавесин-оттавино
13 августа / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
14 августа / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Елена Привалова – орган (Рига) Елена Иванова-Летягина – флейта (Киров) Дарья Филиппенко – альт
21 августа / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Михаил Широченко – контратенор Лауреат премии «Органист года – 2021» Мария Блажевич – орган
28 августа / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег Романенко
1 сентября / 20:00 – 21:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
24 сентября / 21:00 – 22:30
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
13 ноября / 20:00 – 21:30
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано) Владимир Дмитрук (тенор) Денис Седов (бас) Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер – Олег Романенко
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 марта / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 апреля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Работает на Cornerstone