Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

28 августа / Суббота
начало в 21:00, длительность 1 час 15 минут

Моцарт. Реквием. Ночной концерт!

МОЦАРТ. РЕКВИЕМ

солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Лилия ГАЙСИНА сопрано
солистка Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра России
Виктория ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ меццо-сопрано 
солист Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Владимир ДМИТРУК тенор
солист Хора Сретенского монастыря
Вадим ЗАРИПОВ бас

Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР под руководством Павла Когана
Государственный академический русский ХОР имени А. В. СВЕШНИКОВА 
Дирижер – Олег РОМАНЕНКО

Редакция Франца Байера (новая версия, 2006)

Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов и прославленных российских коллективов. Реквием прозвучит в редакции Франца Байера, признанной такими выдающимися дирижерами, как Леонард Бернстайн и Николаус Арнонкур. Эта версия гораздо ближе к оригиналу Моцарта, чем общепринятая редакция Зюсмайера. Специалисты говорят, что «Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна».  

Одно из самых часто исполняемых произведений классической музыки осталось неоконченным после смерти его гениального автора. Реквием завершил Франц Ксавер Зюсмайер, ученик Моцарта. Несмотря на то, что на протяжении двухсот лет версию Зюсмайера не перестают критиковать, она остается самой популярной среди исполнителей и слушателей. Редакция Франца Байера, сделанная в начале 1970-х, многими авторитетными учеными и музыкантами признана более удачной и близкой к оригиналу. Она отличается, в первую очередь, оркестровкой, в некорректности которой чаще всего обвиняют Зюсмайера. Байер внес значительные изменения в партии и струнных, и духовых инструментов, особенно тромбонов. Менее заметные, но существенные исправления были сделаны в вокальных партиях, а также дописаны четыре такта фуги в части Hosanna. 

«Соглашусь со специалистами, что версия Франца Байера звучит более по-моцартовски, — говорит дирижер Олег Романенко. — Мне нравятся слова пианиста и музыковеда Роберта Левина, сделавшего собственную редакцию Реквиема в 1990-е годы: Франц Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна. Он сделал его более прозрачным, необремененным неудачами Зюсмайера. Чем глубже погружаешься в изучение его версии, тем интереснее! А когда я первый раз посмотрел сохранившуюся рукопись Моцарта от начала до конца, то поверил Байеру». 

Байер стремился к более глубокому пониманию стиля и духа моцартовской музыки и подчеркивал, что для него «редакция» заключается в восстановлении исходного материала рукописи — ведь Моцарт написал гораздо больше, чем принято считать, что обоснованно доказывал Байер. Показательно, что к его версии обращались такие авторитетные дирижеры, как Леонард Бернстайн, Николаус Арнонкур, Невилл Марринер. 

Франц Байер прожил долгую жизнь (он родился в 1922 году и умер в 2018 в возрасте 96 лет) и отреставрировал около 150 незаконченных сочинений Гайдна, Бетховена и Моцарта. В 2006 году он пересмотрел свою редакцию Реквиема и сделал новую версию, опубликованную немецким издательством Kunzelmann. Именно она и прозвучит в Москве в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в исполнении прославленных коллективов — Московского Государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

В программе: 
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Реквием ре минор для солистов, хора и оркестра

Исполнители

Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО)

МГАСО был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.  

Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг, возглавлявший оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили такие прославленные советские музыканты, как Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известный в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра. 

Новая эра в истории МГАСО началась с приходом Павла Когана. Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и сразу реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. 

Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений великих композиторов: Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. В программах коллектива также звучат оперная и вокально-симфоническая классика, работа современных композиторов, забытые и незнакомые слушателям произведения.

Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен цикл произведений Рахманинова, изданный лейблом Alto. 

Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню их исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами: последние двадцать пять лет гастроли МГАСО состоялись в более чем в пятидесяти странах. В сезоне 2018/2019 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала Московской консерватории и Концертного зала им. П. И. Чайковского.

Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире. От концерта к концерту этот замечательный тандем неизменно подтверждает свой статус. МГАСО никогда не останавливается на достигнутом и без устали стремится к еще не завоеванным вершинам.

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова

Один из самых знаменитых и старейших хоровых коллективов современной России, основанный выдающимися дирижерами Николаем Данилиным и Александром Свешниковым. Последний был на посту руководителя в течение сорока лет – с 1940 по 1980.

В 1942  хор был переименован в Государственный академический хор русской песни. Он стал подлинным символом русской песенной культуры, но вместе с тем служил творческой лабораторией для новой советской музыки. Свешников также вернул в репертуар русскую духовную музыку и осуществил первую аудиозапись «Всенощного бдения» С. Рахманинова.

После смерти Свешникова хором руководили его ученики и последователи: Игорь Агафонников, Владимир Минин, Евгений Тытянко, Игорь Раевский, Борис Тевлин, Евгений Волков. В репертуар коллектива вошли крупные произведения кантатно-ораториального жанра, оперы и новейшие хоровые сочинения. Хор сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди них В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, М. Плетнев, В. Юровский, А. Сладковский, А. Рудин. Значительное место в работе всегда занимали гастрольные поездки по России и зарубежным странам. В 2020 г. руководителем Государственного русского хора становится Геннадий Дмитряк – один из наиболее ярких хоровых дирижеров своего поколения, народный артист России, профессор Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, руководитель Капеллы им. А. Юрлова.    

С 2024 художественным руководителем хора является Екатерина Антоненко.

Лилия Гайсина

Лилия Гайсина (сопрано) - солистка Московского Академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

С отличием окончила ГМК им. Гнесиных по специальности "хоровое дирижирование".
Также с отличием окончила Московскую Государственную Консерваторию и аспирантуру им. П.И. Чайковского по специальности "сольное пение" (класс профессора, народной артистки РСФСР И.И. Масленниковой и класс профессора,народной артистки СССР Б.А. Руденко)

Сотрудничает с ансамблем барочной музыки «Ensemble 1700» (под упр. Доротеи Оберлингер), с Московским камерным оркестром "Musica Viva" (под управлением Александра Рудина), с оркестром «Pratum integrum» (под упр. Павла Сербина), с Государственным академическим камерным оркестром России (под упр. Алексея Уткина), с Камерным оркестром студентов Московской Консерватории «Veritas» (под управлением Максима Емельянычева), с Московским Государственным Академическим Симфоническим оркестром (под руководством Павла Когана), с ансамблем старинной музыки «Alta Capella» и Камерным оркестром Тарусы (под упр. Ивана Великанова), с Ансамблем старинной музыки «Bach-consort» (под упр. Юлии Микконен), со Струнным ансамблем «Академия

старинной музыки» (под руководством Татьяны Гринденко) и вокальным ансамблем «Intrada» (под упр. Екатерины Антоненко).

Лилия принимала участие в фестивалях барочной музыки в Германии: International Händelfestspiele (Гёттинген), International Festspiele Baden- Württemberg - Ludwigsburger Schlossfestspiele (Людвигсбург), Musicfestspiele Potsdam Sanssouci (Потсдам) и Musica Bayreuth (Байройт). А также принимала участие в фестивалях старинной музыки в Австрии (Гмунден), Италии (Рим), Турции (Измир, Стамбул), в фестивалях «Дни Москвы в Риге» (Латвия) и «Дни Москвы в Белграде» (Сербия), в московских Фестивалях "Возвращение" и Декабрьские вечера Святослава Рихтера XXXII/ XXXIII, а также в открытии выставки современного искусства в Королевской библиотеке Копенгагена (Дания).

Участвовала в мастер-классах Элизабет Байс, Венсана Ле Тексье, Петера Ноймана, Паоло де Наполи.

Владимир Дмитрук

Владимир Дмитрук (тенор) – окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию. В 2013-2014 гг. –  участник молодежной оперной программы оперы Лос-Анджелеса, в 2014-2015 гг. – солист молодежной труппы венского театра Ан дер Вин. С 2017 г. – солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В репертуаре: Ленский («Евгений Онегин»), Альфред («Травиата»), Макдуф («Макбет»), Неморино («Любовный напиток»), Артуро («Лючия ди Ламмермур»), Водемон («Иоланта»), партии тенора в Реквиеме В.А. Моцарта и Реквиеме Дж. Верди. Лауреат международных конкурсов, в т.ч. специальный приз конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (2013), IIIпремия и приз зрительских симпатий Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2015). 

Виктория Преображенская

Виктория Преображенская (меццо-сопрано)– окончила вокальный факультет Академии хорового искусства им. В.С. Попова (класс проф. С.И. Оссовской). С 2009 г. – солистка Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра России), где исполняет ведущие партии репертуара, в т.ч. Орфей («Орфей и Эвридика»), Секст («Милосердие Тита»), Корнелия («Юлий Цезарь») и др. Принимает участие в крупных концертных проектах, выступает в ММДМ, Концертном зале музея им. Глинки и др. Сотрудничала с известными коллективами и дирижерами, среди которых Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Понькин и другие.

Вадим Зарипов

Выпускник Музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова.
В прошлом – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне – солист хора Сретенского монастыря.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

анонсы
5 декабря / 20:00
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
8 декабря / 19:00
Один вечер, который стоит нескольких уникальных концертов! Три выдающихся органиста разных поколений и школ исполнят шедевры великого немецкого мастера на четырех разных органах.
12 декабря / 20:00
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
14 декабря / 18:00
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
15 декабря / 19:00
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Ближайшие концерты
5 декабря / 20:00 – 21:30
Эксклюзивная программа перкуссиониста Николая ЛЬГОВСКОГО и органиста Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА – это погружение в неземную звуковую реальность. Орган вступит в диалог с гонгами и колоколами-била, чтобы создать единую композицию. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
8 декабря / 19:00 – 20:30
Один вечер, который стоит нескольких уникальных концертов! Три выдающихся органиста разных поколений и школ исполнят шедевры великого немецкого мастера на четырех разных органах.
Билеты от 1400₽
12 декабря / 20:00 – 21:30
Иван ПЕТРОВ — контратенор. Константин ЩЕНИКОВ-АРХАРОВ — лютня. Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
14 декабря / 18:00 – 19:30
Фёдор СТРОГАНОВ — орган Карина ДЕБОРД — сопрано
Билеты от 1400₽
15 декабря / 19:00 – 20:30
Ренессансный оркестр. Художественный руководитель — Владимир ПАРУНЦЕВ
Билеты от 1400₽
19 декабря / 20:00 – 21:30
Жан НУВЕЛЬ-АЛУ, органист собора Нотр-Дам-де-ля-Гар (Париж)
Билеты от 600₽
22 декабря / 20:00 – 21:45
Роман НАСОНОВ. Ансамбль Collegium Musicum, художественный руководитель и дирижер — Олег РОМАНЕНКО, титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган.
Билеты от 1400₽
26 декабря / 20:00 – 21:30
Государственный академический русский ХОР ИМЕНИ СВЕШНИКОВА БРАСС-АНСАМБЛЬ Российского Национального оркестра Дирижер — Олег РОМАНЕНКО Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган
Билеты от 1400₽
28 декабря / 21:00 – 22:30
Самый необычный оркестр России Imperialis Orchestra.
Билеты от 1900₽
29 декабря / 18:00 – 19:20
Зимняя классика в новом звучании! Органный дуэт Artbene исполняет известные произведения, вдохновленные образами зимы,— от «Времен года» Вивальди до «Щелкунчика» Чайковского.
Билеты от 1400₽
29 декабря / 21:00 – 22:25
Одна из самых популярных программ Collegium Musicum дает возможность увидеть окружающий мир глазами двух гениев.
Билеты от 1400₽
31 декабря / 21:00 – 22:15
Новогоднее чудо под сводами собора! Завораживающее звучание стеклянной арфы под руками виртуоза Александра Лемешева в дуэте с органисткой Олесей Кравченко соединится с магией песочной анимации.
Билеты от 1900₽
1 января / 18:00 – 19:30
Авторский цикл. Концерт второй Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 1400₽
2 января / 15:00 – 16:05
Любимая новогодняя сказка об отважной маленькой Мари и заколдованном принце Щелкунчике, о Мышином короле и сказочном городе Конфитюренбурге оживет в музыке и волшебных картинах песочной анимации!
Билеты от 1400₽
2 января / 18:00 – 19:15
Авторские обработки музыки из мультфильмов студии Disney
Билеты от 1400₽
3 января / 15:00 – 16:25
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган. Масштабная проекция!
Билеты от 1400₽
4 января / 21:00 – 22:15
Лауреаты международных конкурсов Юлия ИКОННИКОВА — орган, Нина ГВАМИЧАВА — арфа, Олег МАТВЕЕВ — волынка, саксофон, гармоника
Билеты от 1400₽
5 января / 18:00 – 19:30
Органные сочинения на темы рождественских гимнов играет лауреат международных конкурсов, органистка Методистской церкви города Бомонт Екатерина ГОТСДИНЕР (Техас, США)
Билеты от 1400₽
5 января / 21:00 – 22:30
Лауреаты международных конкурсов Алексей КРУГЛОВ — саксофон, Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ — орган, рояль
Билеты от 1400₽
6 января / 21:00 – 22:15
Играет лауреат международных конкурсов и премии «Органист года», солистка Томской государственный филармонии Мария Блажевич (орган)
Билеты от 1400₽
7 января / 15:00 – 16:15
Хоровая капелла мальчиков и юношей «ДЕБЮТ», художественный руководитель и главный дирижер — Элдар АБАСОВ. Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган.
Билеты от 1400₽
7 января / 18:00 – 19:30
В канун православного Рождества совершите удивительное путешествие в пространстве и времени: в этой программе смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
Билеты от 1400₽
8 января / 21:00 – 22:25
В программе: шедевры органной музыки и популярная классика
Билеты от 1400₽
9 января / 20:00 – 21:30
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль САЛЬВАДОР — орган (Испания)
Билеты от 1400₽
11 января / 18:00 – 19:30
Виртуоз Константин КАЗНАЧЕЕВ и его блистательный Московский струнный оркестр исполняют знаменитый цикл Вивальди. На большом историческом органе собора прозвучат органные шедевры Баха.
Билеты от 1900₽
Работает на Cornerstone