Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

15 июля / Четверг
начало в 20:00, длительность 1 час 25 минут

Русская бахиана

РУССКАЯ БАХИАНА

солисты барочной капеллы «Золотой век»,
лауреаты международных конкурсов 
Александр ЛИСТРАТОВ виолончель
Алексей ШЕВЧЕНКО орган

Программы Александра Листратова и Алексея Шевченко – это всегда уникальная коллекция музыкальных раритетов и возможность узнать нечто новое. Например, когда в России впервые познакомились с музыкой Баха, за что её полюбили и почему даже в советское время продолжали ей вдохновляться. Несколько изумительных страниц «русской бахианы» оживут на концерте в соборе святых Петра и Павла наряду с шедеврами самого Иоганна Себастьяна Баха. 

Слушателей ждут два масштабных сочинения для органа, максимально контрастных друг другу. Вечер откроет одно из самых торжественных органных произведений Баха – прелюдия ми-бемоль мажор. А ближе к финалу Алексей Шевченко исполнит знаменитую баховскую Пассакалию до минор – огромный 14-тиминутный цикл вариаций на короткую тему из 15 нот, потрясающий образец неисчерпаемой баховской фантазии, абсолютного понимания природы органа и умения передавать колоссальную гамму эмоций.

Александр Листратов выбрал самое загадочное сочинение Баха для виолончели соло – виолончельную Сюиту №6. Ученые и музыканты до сих пор спорят, для какого инструмента она написана: может для пятиструнной виолончели-пикколо, а может для небольшой виолончели да спалла, которую держат на плече, как скрипку. Точного ответа мы. не знаем, но неоспоримо одно – чудесная ре-мажорная сюита написана для причудливого инструмента, и современным виолончелистам стоит немалого труда сыграть то, что немецкий мастер написал 300 лет тому назад. 

Если в баховской части концерта – только известные и популярные сочинения, то русская часть программы – это раритеты. Например, жемчужина камерной музыки – Вариации на собственную тему Александра Виельгорского, одного из представителей известного графского рода Виельгорских, отличавшихся большой музыканостью. Александру суждено было прожить лишь 19 лет, и его Вариации, исполненные посмертно, заставили окружающих горько скорбеть о безвременной кончине столь яркого таланта. Также прозвучит первая русская соната для виолончели и фортепиано. Ее автор – Илья Лизогуб, российский военный, отличившийся в наполеоновских войнах, участник Бородинского сражения и,,, увлеченный музыкант. А с русской органной музыкой ХХ века публику познакомит сочинение одного из самых самобытных композиторов отечественной школы – Юрия Буцко.    

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия ми-бемоль мажор для органа, BWV 552a

Александр Виельгорский (1802–1821)
Вариации на собственную тему ля минор для виолончели и органа

Юрий Буцко (1938–2015)
«Скорбное повествование» (памяти М. В. Распутиной) для органа

Иоганн Себастьян Бах
Сюита № 6 для виолончели соло, BWV 1012
     Прелюдия
     Аллеманда
     Куранта
     Сарабанда
     Гавот I
     Гавот II
     Жига
Пассакалия до минор для органа, BWV 582

Илья Лизогуб (1787–1867)
Соната соль минор для виолончели и фортепиано (1825 –1828)
     Allegro
     Adagio  
     Rondo. Moderato

 
 

Читать дальше...
Исполнители

Александр Листратов

Александр Листратов — один из немногих российских исполнителей на барочной виолончели, совершенствовал своё мастерство под руководством видных европейских специалистов. В 2002 стал создателем и руководителем московской барочной капеллы «Золотой век». С 2004 — солист «Оркестра Екатерины Великой» (Санкт-Петербург). Участник фестивалей старинной музыки за рубежом (Авиньон, Хельсинки, Иль де Франс) и в России («Early music», Санкт-Петербург). Преподаёт барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук (Санкт-Петербург).

Барочная виолончель — редкий исторический инструмент, который до сих пор нечасто можно услышать в Москве. В отличие от современной виолончели, у неё отсутствует шпиль и используются только натуральные «жильные» струны. Техника игры на таком инструменте значительно отличается от современной.

Алексей Шевченко

Алексей Шевченко

Органист, клавесинист, пианист. Доцент Московской консерватории, солист барочной капеллы «Золотой век», лауреат международных конкурсов. Окончил Факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории по классам фортепиано, клавесина и исторического фортепиано (класс Ю. Мартынова), а также органа (класс А. Паршина). С 2003 года преподает на этом факультете старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль. Мастер-классы А. Шевченко проходят в Российской академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской консерватории, Петрозаводской консерватории, Шанхайском педагогическом университете и др. В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.

Выступает на таких престижных площадках, как залы Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Дома музыки, Музея музыки им. Глинки, в Кафедральном католическом собор и Кафедральном лютеранском соборе (Москва), во многих городах России. Гастролирует в странах СНГ, Европы, Китайской народной республике и странах Ближнего Востока (Ливан, Сирия, Иордания). 

Сотрудничал с такими музыкантами, как Майкл Чанс (Великобритания), Витторио Гиельми (Италия), Марко Перробоне (Италия), Карстен Эккерт (Германия), Мария Успенская, Назар Кожухарь, Александр Листратов, Алексей Балашов, Игорь Федоров, Яна Иванилова, Алексей Шмитов (Россия), Беттина Хоффман (Германия). Принимал участие в фестивалях Earlymusic (Санкт-Петербург), Oudemusik (Утрехт, Нидерланды), «Альтернатива» и «К 100-летию органа Большого зала Московской консерватории» (Москва), «Званы Софии» (Полоцк, Белоруссия), Фестиваль Юрия Башмета и многих других. 

 

виолончель орган А. Виельгорский Бах И. С. И. Лизогуб Ю. Буцко
анонсы
9 декабря / 20:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Ближайшие концерты
9 декабря / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Ирина Шашкова-Петерсон, орган Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
12 декабря / 19:00 – 20:30
Сергей Полтавский, альт Владимир Скоморохов, орган
18 декабря / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
19 декабря / 19:00 – 20:30
Ансамбль «Хронос» Людмила Фраёнова, скрипка Алиса Тен, вокал В программе: музыка Византии и Ближнего Востока, русская музыка XVII-XVIII вв., Перотин (Школа Нотр-Дам, рубеж XII—XIII вв.), Г. И. Ф. фон Бибер, Г. Форе, О. Мессиан, Дж. Тавенер и др.
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
28 декабря / 19:00 – 20:30
Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дебют» Художественный руководитель и главный дирижер – Элдар Абасов лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Дж. Б. Перголези, С. Рахманинов, Э. Л. Уэббер, К. Дженкинс, рождественские колядки и др.
30 декабря / 20:00 – 21:30
Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко В программе: В. А. Моцарт
31 декабря / 19:00 – 20:30
Даниэль Сальвадор, орган Симфонический оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: музыка семьи Штраусов
1 января / 21:00 – 22:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
2 января / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
3 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко, орган
4 января / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин, орган
5 января / 16:00 – 17:30
лауреат международных конкурсов Иван Царев, орган Анна Никулина, орган солист Детского музыкального театра имени Н. Сац Антон Варенцов В программе: П. И. Чайковский
6 января / 15:00 – 16:30
Василий Коростелев Даниэль Сальвадор Антонио Грамши
7 января / 21:00 – 22:30
заслуженная артистка республики Хакасия, лауреат международных конкурсов Екатерина Монисова, сопрано лауреат международных конкурсов Анна Юркова, орган В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Вьерн, К. Сен-Санс, К. В. Глюк, Ф. Шуберт и др.
9 января / 19:00 – 20:30
Иван Дыма, саксофоны Никита Неделько, гитара Юлия Иконникова, орган
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
13 февраля / 20:00 – 21:30
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone