РУССКАЯ БАХИАНА
солисты барочной капеллы «Золотой век»,
лауреаты международных конкурсов
Александр ЛИСТРАТОВ виолончель
Алексей ШЕВЧЕНКО орган
Программы Александра Листратова и Алексея Шевченко – это всегда уникальная коллекция музыкальных раритетов и возможность узнать нечто новое. Например, когда в России впервые познакомились с музыкой Баха, за что её полюбили и почему даже в советское время продолжали ей вдохновляться. Несколько изумительных страниц «русской бахианы» оживут на концерте в соборе святых Петра и Павла наряду с шедеврами самого Иоганна Себастьяна Баха.
Слушателей ждут два масштабных сочинения для органа, максимально контрастных друг другу. Вечер откроет одно из самых торжественных органных произведений Баха – прелюдия ми-бемоль мажор. А ближе к финалу Алексей Шевченко исполнит знаменитую баховскую Пассакалию до минор – огромный 14-тиминутный цикл вариаций на короткую тему из 15 нот, потрясающий образец неисчерпаемой баховской фантазии, абсолютного понимания природы органа и умения передавать колоссальную гамму эмоций.
Александр Листратов выбрал самое загадочное сочинение Баха для виолончели соло – виолончельную Сюиту №6. Ученые и музыканты до сих пор спорят, для какого инструмента она написана: может для пятиструнной виолончели-пикколо, а может для небольшой виолончели да спалла, которую держат на плече, как скрипку. Точного ответа мы. не знаем, но неоспоримо одно – чудесная ре-мажорная сюита написана для причудливого инструмента, и современным виолончелистам стоит немалого труда сыграть то, что немецкий мастер написал 300 лет тому назад.
Если в баховской части концерта – только известные и популярные сочинения, то русская часть программы – это раритеты. Например, жемчужина камерной музыки – Вариации на собственную тему Александра Виельгорского, одного из представителей известного графского рода Виельгорских, отличавшихся большой музыканостью. Александру суждено было прожить лишь 19 лет, и его Вариации, исполненные посмертно, заставили окружающих горько скорбеть о безвременной кончине столь яркого таланта. Также прозвучит первая русская соната для виолончели и фортепиано. Ее автор – Илья Лизогуб, российский военный, отличившийся в наполеоновских войнах, участник Бородинского сражения и,,, увлеченный музыкант. А с русской органной музыкой ХХ века публику познакомит сочинение одного из самых самобытных композиторов отечественной школы – Юрия Буцко.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия ми-бемоль мажор для органа, BWV 552a
Александр Виельгорский (1802–1821)
Вариации на собственную тему ля минор для виолончели и органа
Юрий Буцко (1938–2015)
«Скорбное повествование» (памяти М. В. Распутиной) для органа
Иоганн Себастьян Бах
Сюита № 6 для виолончели соло, BWV 1012
Прелюдия
Аллеманда
Куранта
Сарабанда
Гавот I
Гавот II
Жига
Пассакалия до минор для органа, BWV 582
Илья Лизогуб (1787–1867)
Соната соль минор для виолончели и фортепиано (1825 –1828)
Allegro
Adagio
Rondo. Moderato