Государственный академический БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР имени П. И. Чайковского
Художественный руководитель — Владимир Федосеев
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», — говорил о коллективе композитор Г. Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Б. Чайковский.
БСО в разные годы возглавляли А. Орлов, Н. Голованов, А. Гаук, Г. Рождественский, с коллективом выступали такие дирижеры, как Л. Стоковский и Г. Абендрот, Л. Маазель и К. Мазур, Е. Мравинский и К. Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.
Список блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, занял бы не одну страницу. В их числе — С. Рихтер, Д. Ойстрах, А. Нежданова, С. Лемешев, И. Архипова, Л. Паваротти, В. Третьяков, Ю. Башмет, Е. Леонская, А. Князев, Е. Кисин, М. Венгеров, В. Репин. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно с этим ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Canyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В 1993 году, в 100-летнюю годовщину со дня смерти Петра Ильича Чайковского, Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора — за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra).
В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».
Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова
Один из самых знаменитых и старейших хоровых коллективов современной России, основанный выдающимися дирижерами Николаем Данилиным и Александром Свешниковым. Последний был на посту руководителя в течение сорока лет – с 1940 по 1980.
В 1942 хор был переименован в Государственный академический хор русской песни. Он стал подлинным символом русской песенной культуры, но вместе с тем служил творческой лабораторией для новой советской музыки. Свешников также вернул в репертуар русскую духовную музыку и осуществил первую аудиозапись «Всенощного бдения» С. Рахманинова.
После смерти Свешникова хором руководили его ученики и последователи: Игорь Агафонников, Владимир Минин, Евгений Тытянко, Игорь Раевский, Борис Тевлин, Евгений Волков. В репертуар коллектива вошли крупные произведения кантатно-ораториального жанра, оперы и новейшие хоровые сочинения. Хор сотрудничал со многими выдающимися дирижерами, среди них В. Федосеев, Ю. Симонов, П. Коган, М. Плетнев, В. Юровский, А. Сладковский, А. Рудин. Значительное место в работе всегда занимали гастрольные поездки по России и зарубежным странам. В 2020 г. руководителем Государственного русского хора становится Геннадий Дмитряк – один из наиболее ярких хоровых дирижеров своего поколения, народный артист России, профессор Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных, руководитель Капеллы им. А. Юрлова.
С 2024 художественным руководителем хора является Екатерина Антоненко.
Виктория Преображенская
Виктория Преображенская (меццо-сопрано)– окончила вокальный факультет Академии хорового искусства им. В.С. Попова (класс проф. С.И. Оссовской). С 2009 г. – солистка Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра России), где исполняет ведущие партии репертуара, в т.ч. Орфей («Орфей и Эвридика»), Секст («Милосердие Тита»), Корнелия («Юлий Цезарь») и др. Принимает участие в крупных концертных проектах, выступает в ММДМ, Концертном зале музея им. Глинки и др. Сотрудничала с известными коллективами и дирижерами, среди которых Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Понькин и другие.
Юрий Ростоцкий
Юрий Ростоцкий (тенор) – выпускник РАМ имени Гнесиных, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2015), конкурса теноров имени Ивана Козловского (2011), конкурса вокалистов «Bella voce» (2004) и др. В 2015-2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера», в 2018-2019 гг. – ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В настоящее время – приглашенный солист Каунасского музыкального театра (Литва). Выступает на европейских сценах, среди недавних ангажементов Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта, Берлин), Тебальдо («Монтекки и Капулетти» Беллини, Каунас), Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини, Арнем, Нидерланды), партии Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха (Хёсден, Нидерланды) и др. Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Юровский, М. Плетнев, В. Федосеев, П. Нойман, Я. Латам-Кёниг, А. д’Агостини, Л. Акочелла и др.
Дарья Давыдова
Дарья Давыдова
сопрано
Солистка Государственного Телевидения и Радио (ВГТРК). Окончила Московскую консерваторию (класс М. Касрашвили). Лауреат Международных конкурсов. В 2014 г. дебютировала в Большом театре России в опере «Риголетто», в 2015 г. – в Teatro Tito Schipa (Италия) в «Богеме». Выступает в залах Московской консерватории и Московской филармонии, Колонном зале Дома союзов, Московском международном Доме музыки, в Музикферайн в Вене, Theatre Barriere (Франция), Nagoya Concert Hall (Япония), национальных театрах и концертных залах Шанхая, Харбина, Гуанчжоу (Китай) и др. Сотрудничала с ведущими коллективами России (оркестр «Новая Россия» Ю. Башмета, Хор им. Свешникова, Оркестр кинематографии, Оркестр народных инструментов им. Некрасова) и дирижерами (Г. Рождественский, Э. Пидо, А. Соловьев, А. Д’Агостини, Л. Акочелла, С. Скрипка, Ф. Коробов). Участвовала в спектакле Р. Литвиновой «Северный ветер» (МХАТ им. Чехова). В репертуаре партии в операх и кантатно-ораториальных жанрах, русские и зарубежные арии, камерная музыка, современные сочинения. Гастролирует в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки.
Вадим Зарипов
Выпускник Музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова.
В прошлом – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне – солист хора Сретенского монастыря.
Олег Романенко
Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).
Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.
В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.
В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.
В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова.
В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».