Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

27 июня / Воскресенье
начало в 20:00, длительность 1 час 10 минут

Моцарт. Реквием.

МОЦАРТ. РЕКВИЕМ 

солистка Государственной телерадиокомпании «Культура»
Дарья ДАВЫДОВА, сопрано
Виктория ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, меццо-сопрано
солист Государственной телерадиокомпании «Культура»
Юрий РОСТОЦКИЙ, тенор
солист хора Сретенского монастыря
Вадим ЗАРИПОВ, бас

Государственный академический БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР имени П. И. Чайковского
Государственный академический РУССКИЙ ХОР имени А. В. Свешникова
Дирижер — Олег РОМАНЕНКО

Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов и прославленных российских коллективов. Реквием прозвучит в редакции Франца Байера, признанной такими выдающимися дирижерами, как Леонард Бернстайн и Николаус Арнонкур. Эта версия гораздо ближе к оригиналу Моцарта, чем общепринятая редакция Зюсмайера. Специалисты говорят, что «Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна».  

Одно из самых часто исполняемых произведений классической музыки осталось неоконченным после смерти его гениального автора. Реквием завершил Франц Ксавер Зюсмайер, ученик Моцарта. Несмотря на то, что на протяжении двухсот лет версию Зюсмайера не перестают критиковать, она остается самой популярной среди исполнителей и слушателей. Редакция Франца Байера, сделанная в начале 1970-х, многими авторитетными учеными и музыкантами признана более удачной и близкой к оригиналу. Она отличается, в первую очередь, оркестровкой, в некорректности которой чаще всего обвиняют Зюсмайера. Байер внес значительные изменения в партии и струнных, и духовых инструментов, особенно тромбонов. Менее заметные, но существенные исправления были сделаны в вокальных партиях, а также дописаны четыре такта фуги в части Hosanna

«Соглашусь со специалистами, что версия Франца Байера звучит более по-моцартовски, — говорит дирижер Олег Романенко. — Мне нравятся слова пианиста и музыковеда Роберта Левина, сделавшего собственную редакцию Реквиема в 1990-е годы: Франц Байер отнес Реквием в химчистку и удалил с него пятна. Он сделал его более прозрачным, необремененным неудачами Зюсмайера. Чем глубже погружаешься в изучение его версии, тем интереснее! А когда я первый раз посмотрел сохранившуюся рукопись Моцарта от начала до конца, то поверил Байеру». 

Байер стремился к более глубокому пониманию стиля и духа моцартовской музыки и подчеркивал, что для него «редакция» заключается в восстановлении исходного материала рукописи — ведь Моцарт написал гораздо больше, чем принято считать, что обоснованно доказывал Байер. Показательно, что к его версии обращались такие авторитетные дирижеры, как Леонард Бернстайн, Николаус Арнонкур, Невилл Марринер. 

Франц Байер прожил долгую жизнь (он родился в 1922 году и умер в 2018 в возрасте 96 лет) и отреставрировал около 150 незаконченных сочинений Гайдна, Бетховена и Моцарта. В 2006 году он пересмотрел свою редакцию Реквиема и сделал новую версию, опубликованную немецким издательством Kunzelmann. Именно она и прозвучит в Москве в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла в исполнении прославленных коллективов — Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского и Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.

В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Реквием ре минор для солистов, хора и оркестра

Читать дальше...
Исполнители

Государственный академический БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР имени П. И. Чайковского

Художественный руководитель – Владимир Федосеев

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», — говорил о коллективе композитор Г. Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Б. Чайковский.

БСО в разные годы возглавляли А. Орлов, Н. Голованов, А. Гаук, Г. Рождественский, с коллективом выступали такие дирижеры, как Л. Стоковский и Г. Абендрот, Л. Маазель и К. Мазур, Е. Мравинский и К. Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

Список блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, занял бы не одну страницу. В их числе — С. Рихтер, Д. Ойстрах, А. Нежданова, С. Лемешев, И. Архипова, Л. Паваротти, В. Третьяков, Ю. Башмет, Е. Леонская, А. Князев, Е. Кисин, М. Венгеров, В. Репин. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно с этим ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Canyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Петра Ильича Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора — за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra).

Свой 90-й сезон (2020/21) оркестр отмечает концертами в крупнейших залах Москвы, Сочи, Великого Новгорода, Самары, Клина, Владимира, Саранска, Перми, Ижевска, Рязани и других городов России. 20 октября 2020 года в Московском концертном зале «Зарядье» состоялся торжественный вечер, посвященный юбилею БСО и 30-летию театра «Геликон-опера», в котором Владимир Федосеев является музыкальным руководителем и главным приглашенным дирижером.

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

Виктория Преображенская

Виктория Преображенская (меццо-сопрано)– окончила вокальный факультет Академии хорового искусства им. В.С. Попова (класс проф. С.И. Оссовской). С 2009 г. – солистка Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского (ныне – Камерная сцена Большого театра России), где исполняет ведущие партии репертуара, в т.ч. Орфей («Орфей и Эвридика»), Секст («Милосердие Тита»), Корнелия («Юлий Цезарь») и др. Принимает участие в крупных концертных проектах, выступает в ММДМ, Концертном зале музея им. Глинки и др. Сотрудничала с известными коллективами и дирижерами, среди которых Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Понькин и другие.

Юрий Ростоцкий

Юрий Ростоцкий (тенор) ­­– выпускник РАМ имени Гнесиных, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2015), конкурса теноров имени Ивана Козловского (2011), конкурса вокалистов «Bella voce» (2004) и др. В 2015-2018 гг. – солист Московского театра «Новая Опера», в 2018-2019 гг. – ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В настоящее время – приглашенный солист Каунасского музыкального театра (Литва). Выступает на европейских сценах, среди недавних ангажементов Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта, Берлин), Тебальдо («Монтекки и Капулетти» Беллини, Каунас), Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини, Арнем, Нидерланды), партии Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха (Хёсден, Нидерланды) и др. Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Юровский, М. Плетнев, В. Федосеев, П. Нойман, Я. Латам-Кёниг, А. д’Агостини, Л. Акочелла и др.

Дарья Давыдова

Дарья Давыдова 
сопрано

Солистка Государственного Телевидения и Радио (ВГТРК). Окончила Московскую консерваторию (класс М. Касрашвили). Лауреат Международных конкурсов. В 2014 г. дебютировала в Большом театре России в опере «Риголетто», в 2015 г. – в Teatro Tito Schipa (Италия) в «Богеме». Выступает в залах Московской консерватории и Московской филармонии, Колонном зале Дома союзов, Московском международном Доме музыки, в Музикферайн в Вене, Theatre Barriere (Франция), Nagoya Concert Hall (Япония), национальных театрах и концертных залах Шанхая, Харбина, Гуанчжоу (Китай) и др. Сотрудничала с ведущими коллективами России (оркестр «Новая Россия» Ю. Башмета, Хор им. Свешникова, Оркестр кинематографии, Оркестр народных инструментов им. Некрасова) и дирижерами (Г. Рождественский, Э. Пидо, А. Соловьев, А. Д’Агостини, Л. Акочелла, С. Скрипка, Ф. Коробов). Участвовала в спектакле Р. Литвиновой «Северный ветер» (МХАТ им. Чехова). В репертуаре партии в операх и кантатно-ораториальных жанрах, русские и зарубежные арии, камерная музыка, современные сочинения. Гастролирует в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки.

Вадим Зарипов

Вадим Зарипов (бас) – выпускник Музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне – солист хора Сретенского монастыря.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

орган симфонический оркестр солисты хор Моцарт
анонсы
27 июня / 20:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов и прославленных российских коллективов.
10 июля / 18:00
В программе: хоральные прелюдии из «Органной мессы» и «Маленькой органной книжечки»
11 июля / 19:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Мария Лесовиченко (орган), Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева. В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла и др.
Ближайшие концерты
27 июня / 20:00 – 21:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов и прославленных российских коллективов.
10 июля / 18:00 – 19:30
В программе: хоральные прелюдии из «Органной мессы» и «Маленькой органной книжечки»
11 июля / 19:00 – 20:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Мария Лесовиченко (орган), Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева. В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла и др.
15 июля / 20:00 – 21:25
солисты барочной капеллы «Золотой век» лауреаты международных конкурсов Александр Листратов (виолончель), Алексей Шевченко (орган), В программе: И. С. Бах, А. Виельгорский, И. Лизогуб, Ю. Буцко
18 июля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Маргарита Еськина (орган) В программе: Й. Райнбергер, Ф. Мендельсон, С. Франк и др.
25 июля / 19:00 – 20:30
В программе: Ф. Мендельсон, И. Брамс, С. Франк, С. Танеев, Х. Кушнарёв, Л. Боэльман
31 июля / 21:00 – 22:25
лауреаты международных конкурсов Алексей Круглов (саксофон), Игорь Гольденберг (орган). В программе: И. С. Бах, джазовые импровизации
1 августа / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов (орган). В программе: И. С. Бах, Я. П. Свелинк, В. А. Моцарт, М. Регер
8 августа / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Елена Золотова (сопрано), лауреаты международного конкурса Анна Юркова (орган).
12 августа / 20:00 – 21:30
Валерий Чакон (гитара) лауреаты джазовых конкурсов и фестивалей Эль Глорио (труба), Ксения Чакон (кахон, пальмас, перкуссия). Даниэль Сальвадор (орган). В программе: П. де Лусия, Х. Родриго, М. Франко, В. Амиго, В. Чакон и др.
14 августа / 18:00 – 19:25
лауреаты международных конкурсов Юлия Глазкова, орган (Санкт-Петербург), Ольга Попова, саксофон (Нижний Новгород) В программе: И. С. Бах
15 августа / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах
22 августа / 19:00 – 20:30
лауреаты всероссийских и международных конкурсов Иван Царев (орган), Татьяна Светашова (рояль), В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, С. Франк, Дж. Россини, К. Сен-Санс, Ф. Шопен и др.
28 августа / 21:00 – 22:15
Московский государственный академический симфонический оркестр под руководством Павла Когана, Государственный академический русских хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег Романенко
29 августа / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов, артист Yamaha, солист театра им. С. Образцова Иван Дыма (саксофон), лауреаты международных конкурсов Арсений Строковский, аккордеон (Россия-Германия) Юлия Иконникова (орган) Специальный гость – Мичиру Соеда, скрипка (Япония) В программе: И. С. Бах, А. Вивальди, А. Пьяццолла и др.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone