Иоганн Себастьян Бах. ОРГАННАЯ МЕССА
лауреат международных конкурсов,
доцент Московской государственной консерватории
Алексей ШЕВЧЕНКО, орган
Уважаемые слушатели! В связи с болезнью артистов концерт Государственного академического русского хора имени Свешникова отменяется. Билеты действительны на концерт Алексея Шевченко. Также приобретенные билеты можно обменять на любой концерт Collegium Musicum, для этого пришлите их на адрес collegiummusicum@icloud.com, указав дату желаемого концерта. Сдать билеты можно здесь.
Известный российский органист, клавесинист и педагог Алексей Шевченко — один из самых ярких представителей современной органной школы России. На историческом органе собора он исполнит одно из самых грандиозных сочинений, созданных когда-либо для органа, — «Органную мессу» Иоганна Себастьяна Баха.
Так принято называть Третью часть его «Клавирных упражнений». Она была создана в период творческого расцвета композитора, Бах придавал ей особое значение: это первое органное сочинение, опубликованное при жизни композитора.
«Органная месса» написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы в церкви св. Фомы 25 мая 1539 года на праздник св. Троицы. Она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой «Органная месса» напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагаются догматы веры, а Малый катехизис обращен к детям и простому люду. Соответственно и каждый хоральный напев в баховском цикле (за исключением Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’) представлен в двух версиях: пространной — где автор использует все ресурсы органа, включая педальную клавиатуру, и небольшой — мануальной. Именно благодаря особенностям структуры, Третью часть Клавирных упражнений называют «Органной мессой».
Хоральные обработки обрамляются Прелюдией и фугой ми-бемоль мажор (BWV 552). В этом двухчастном цикле большинство специалистов усматривают связь с образом Святой Троицы.
Исследователь творчества немецкого мастера Ф. Шпитта справедливо заметил, что по завершении Третьей части Клавирных упражнений «Бах счел, что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Лишь один этот факт многое говорит о том, какое значение Третья часть Клавирных упражнений играла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
В программе: И. С. Бах (1685-1750)
«Органная месса»
Третья часть Клавирных упражнений
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
Хоральные обработки, BWV 669-689:
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit
Christe, aller Welt Trost
Kyrie, Gott heiliger Geist
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’
Wir glauben all’ an einen Gott
Wir glauben all’ an einen Gott
Vater unser im Himmelreich
Vater unser im Himmelreich
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Christ, unser Herr, zum Jordan kam
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir
Jesus Christus, unser Heiland
Jesus Christus, unser Heiland
Фуга ми-бемоль мажор, BWV 552/2