ШЕДЕВРЫ БАРОККО: МУЗЫКА ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ
Ансамбль Collegium Musicum
Людмила ФРАЁНОВА скрипка, сопрано
Наталья КОСАРЕВА скрипка
Марина БЕЛОВА лютня
Александр ГУЛИН виолончель
титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль САЛЬВАДОР, орган (Испания)
Эпоха барокко открыла в музыке новое измерение – мир пылких страстей и чувств, прежде неведомый музыкальному искусству. Мастера того времени знали, как управлять человеческими эмоциями, как заставить сердце застыть от трепета при упоминании Всевышнего, таять от сладчайшего звучания слова «возлюбленный» или обливаться слезами при слове «разлука». В праздничный уик-энд подарите себе и своим любимым уникальный чувственный опыт – изысканная барочная программа прозвучит на старинных инструментах.
Солисты ансамбля Collegium Musicum — это музыканты, страстно увлеченные удивительным миром барокко. В новой программе они объединили музыку духовную и светскую, строго-возвышенную и танцевальную, вокальную и инструментальную, мастеров раннего и высокого барокко. В афише много имен, незнакомых широкому слушателю, но в этом и заключается миссия ансамбля — находить и исполнять в России шедевры старой европейской музыки и влюблять в их неповторимое звучание.
Объединяет все сочинения высокий накал страстей, даже в духовной музыке. Ведь церковь была одним из главных мест общественных собраний, туда люди шли за сильными эмоциями: библейские сюжеты и духовные тексты должны были поражать так же, как театральные представления. Поэтому так близки оперному стилю сочинения старых немецких мастеров Шютца и Букстехуде, а вслед за ними Баха, которые пользуются всем арсеналом выразительных средств оперы. Интересно сравнить их с итальянскими любовными ариями виртуозной певицы и композитора, итальянки Барбары Строцци.
Слушателей также ждет интереснейшая коллекция инструментальных пьес. Это и строгие полифонические формы — примеры технической изощренности и «учености» немецких композиторов Керля и Пахельбеля, автора знаменитого. И благородно-возвышенная, со вспышками пламенного темперамента, виолончельная Соната Вивальди. А также целая россыпь изысканных и виртуозных танцевальных пьес итальянских мастеров, которые то переносят в атмосферу уточненных аристократических салонов, то увлекают в вихрь неистового танца.
В программе:
Иоганн Каспар Керль (1627 – 1623)
Пассакалья для органа соло
Генрих Шютц (1585 – 1672)
Маленький духовный концерт Eile mich Gott zu erretten для голоса и бассо континуо
Дитрих Букстехуде (1637 – 1707)
Кантата Herr, wenn ich nur Dich hab для голоса, двух скрипок и бассо континуо.
Антонио Вивальди (1678 – 1741)
Соната ля минор для виолончели и бассо континуо
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Ария Qui tollis из Мессы фа мажор
Ария Ich folge dir gleichfalls («Я тоже следовал за Тобою») из «Страстей по Иоанну»
(переложение для голоса, солирующей скрипки и бассо континуо)
Иоганн Пахельбель (1653 – 1706)
Чакона для органа соло
Бьяджо Марини (1594 – 1663)
Романеска для скрипки и бассо континуо
Джованни Джироламо Капспергер (1580 – 1681)
Токката, Гальярда и Куранта для лютни соло
Барбара Строцци (1619 – 1677)
Ария Miei pensieri для голоса и бассо континуо
Марко Учеллини (1603 – 1680)
Бергамаска для двух скрипок и бассо континуо
Барбара Строцци
Ария Amor dormiglione для голоса, скрипки и бассо континуо
Антонио Вивальди
Folia для двух скрипок и бассо континуо