Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков
Авторский цикл. Концерт четвертый
И. С. БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
заслуженный артист России
солист Московской государственной академической филармонии
профессор РАМ им. Гнесиных
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган
«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс. В истории органной музыки нет ни одного крупного музыканта, избежавшего воздействия колоссальной фигуры немецкого мастера. Новый цикл выдающегося российского органиста Александра Фисейского дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха.
В первой части программы — три контрастных цикла Баха: по-юношески эффектная Прелюдия и фуга до мажор, стремительная, ускользающе-прекрасная Фантазия и фуга ля минор, а также меланхолично-строгая Прелюдия и фуга си минор. Ее настроение подхватывают тихая полифоническая Канцона и две обработки страстных хоралов.
Выбор органных произведений для второй части концерта очень оригинален. Александр Фисейский отдает предпочтение не крупным европейским мастерам первой половины ХХ века, а знакомит с редко звучащими опусами русских композиторов и музыкантов, воспитанных в России. Все они связаны с Петербургом, за каждым стоит интересный эпизод истории русской органной культуры.
Так, Цезарь Кюи был одним из немногих, кто с небрежением относился к фигуре и творчеству «покойника» Баха, считая его интересным лишь для «музыкальных археологов». Не представлял для него интереса и орган. Но к началу ХХ века, когда из стен Петербургской консерватории вышло много крупных органистов, органная музыка стала яркой краской в музыкальном ландшафте северной столицы. Тогда не остался в стороне и Кюи — по просьбе французского аббата и органиста Жозефа Жубера он написал две прелюдии для сборника «Современные мастера органа». Они не похожи на сочинения тех, кто благоговел перед Бахом, и тем особенно интересны.
Для того же издания написана «Пастораль» латвийца Язепса Витоля — выпускника, а затем профессора Петербургской консерватории, среди воспитанников которого были Прокофьев и Мясковский. Через несколько лет после выхода сборника Витоль вернулся на родину и основал Латвийскую консерваторию. Пьеса Largoдругого прибалта и выпускника Петербургской консерватории — эстонца Рудольфа Тобиаса — впервые прозвучала в 1902 году в церкви Святого Иоанна эстонского-немецкого прихода Санкт-Петербурга в версии для органа с оркестром, а сегодня исполняется как сольная органная пьеса.
Завершит программу Пассакалья Шостаковича из оперы «леди Макбет Мценского уезда». Как оркестровый антракт она входит в число самых сильных симфонических фрагментов оперной классики ХХ века. Мало кто знает, что первоначально Пассакалья предназначалась для органа (отсюда и жанр, отсылающих к знаменитой Пассакалье Баха), установленного в ленинградском Малом оперном театре, — инструмент располагался на ярусе и его звуки, несущиеся сверху (как в церкви) должны были производить колоссальное впечатление.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Хоральные обработки:
Valet will ich dir geben, BWV 735
Christ lag in Todesbanden, BWV 718
Фантазия и фуга ля минор, BWV 561
Канцона, BWV 588
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Цезарь Кюи (1835-1918)
Две прелюдии:
соль минор
ля-бемоль мажор
Язепс Витоль (1863-1948)
Пастораль
Рудольф Тобиас (1873-1918)
Largo
Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова», соч. 29 (1932)