Торжественное закрытие VII Международного Рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент»
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон четвертый. Концерт второй
Даниэль САЛЬВАДОР, орган
Ансамбль COLLEGIUM MUSICUM
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО
Кульминацией и завершением фестиваля в последнее воскресенье Адвента станет традиционное исполнение рождественских кантат Иоганна Себастьяна Баха. С Рождеством связаны более 20 кантат великого кантора, что до сих пор позволяет не повторяться, а каждый год радовать аудиторию музыкой, прежде не исполнявшейся на фестивале. 20 декабря прозвучат две праздничные кантаты 1-й день Рождества Христова, а также первая кантата из знаменитой «Рождественской оратории». Первая из них погружает в пасторальный уют и тихую святость рождественской ночи, а двум другим виртуозность и праздничное звучание труб и литавр придает исключительную торжественность.
Исполнение рождественских кантат Баха — продолжение грандиозного проекта фонда Collegium Musicum, в рамках которого все кантаты мастера звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. В составе ансамбля Collegium Musicumиграют выпускники Московской консерватории и других вузов Москвы, специализирующиеся на исполнении музыки барокко и прекрасно владеющие особенностями баховского стиля.
Проект уникален. Collegium Musicum предпринимает редкий даже для современной западной концертной практики эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов.
Духовная музыка Иоганна Себастьяна Баха всегда особенно ценилась в России. В советское время именно она для многих людей, отрезанных идеологией от церкви, становилась путеводной звездой, приводила к христианству, учила любви к Богу и приобщала к христианским ценностям. Сегодня духовные сочинения Баха продолжают играть большую роль в жизни верующих людей. В России возрождение традиций ее исполнения – важная составляющая общего духовного возрождения страны. Величие фигуры Баха и его музыки не раз подчеркивал митрополит Илларион, который справедливо говорит о надконфессиональном характере творений Баха.
«В музыке Баха удивительным образом соединились сильнейшее индивидуальное религиозное чувство и многовековой опыт христианской церкви», — говорит соавтор проекта, авторитетный исследователь старинной духовной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
«Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять», — считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Кантаты на 1-й день Рождества
Кантата № 91 «Gelobet seist du, Jesu Christ» («Слава Тебе, Иисусе Христе») Кантата № 197а «Ehre sei Gott in der Höhe» («Слава в вышних Богу»)
Кантата № 248/1 — первая часть «Рождественской оратории»: «Jauchzet, frohlocket, auf, preiset die Tage» («Ликуйте, возрадуйтесь! день сей хвалите!»)