ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ И ОРГАННАЯ МУЗЫКА XIX-XX ВЕКОВ
Авторский цикл Александра Фисейского
Концерт третий:
БАХ И РУССКИЙ РОМАНТИЗМ
Заслуженный артист России,
солист Московской государственной академической филармонии,
профессор РАМ имени Гнесиных
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган
«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс. В истории органной музыки нет ни одного крупного музыканта, избежавшего воздействия колоссальной фигуры немецкого мастера. Новый цикл выдающегося российского органиста Александра Фисейского дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха.
История российской культуры и религии сложилась так, что орган никогда не занимал в нашей стране столь важного места, как на Западе. Но это вовсе не значит, что грандиозный, загадочный и полный необычных звуковых возможностей инструмент русские композиторы обходили стороной. Доказательно тому — прекрасные произведения, созданные М. Глинкой, В. Одоевским, К. Хомилиусом и А. Глазуновым. Наряду с ними на предстоящем вечере прозвучат и шедевры органной музыки И. С. Баха.
Русские композиторы пришли к органной музыке через немецкую традицию: в XIX веке путеводной звездой для них стала музыка Баха, она увлекала их в мир органного искусства, заставляла изучать уже позабытые строгие законы полифонии и постигать свободу импровизации. В Москве и Санкт-Петербурге можно было послушать орган на концертах духовной музыки в лютеранских и католических церквях. Со временем стало популярно и домашнее органное музицирование.
Небольшой комнатный орган, вошедший в историю русской музыки как «Себастианон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха), имелся в доме известного публициста и музыкального критика князя Владимира Федоровича Одоевского, который стал автором первых в России оригинальных сочинений для органа. Именно Одоевский стал основоположником русской бахианы, а также сделал многое, чтобы привить публике вкус к органной музыке и привлечь внимание к исключительной личности И. С. Баха. Восхищаясь музыкой великого кантора, Одоевский посвятил ему новеллу «Себастиан Бах», где размышлял о роли музыки немецкого композитора и дал профессиональный разбор его музыкального языка. На концерте прозвучит «Молитва без слов», написанная Владимиром Федоровичем Одоевским.
Часто на органе Одоевского импровизировал и друг князя, М. И. Глинка; его органные импровизации высоко оценил сам Ференц Лист. В предстоящем концерте прозвучат три органные фуги великого русского классика.
Огромный подъём в русской органной культуре начался с основанием органных классов в Петербургской (1862) и Московской (1885) консерваториях. В начале ХХ века русскую органную школу представляли такие замечательные музыканты, как Хомилиус, Гедике, Браудо. А во второй половине минувшего столетия композиторы смело начали осваивать в органных сочинениях и современный музыкальный язык.
Завершит вечер музыка Александра Глазунова. Автор балетов «Раймонда» и «Времена года» Глазунов редко ассоциируется с органной музыкой. Но именно он был одним из немногих композиторов в России, заинтересованно обращавшихся к органу. 31 января зрители услышат Прелюдию и фугу ре мажор, соч. 93.
В творчестве выдающегося российского органиста Александра Фисейского наследие И. С. Баха занимает особое место. Музыкант гастролировал с уникальным циклом концертов «Все органные сочинения Баха». В 2000 году, по случаю 250-летия со дня смерти Баха, Фисейский исполнил этот цикл в Дюссельдорфе в течение одного дня (исполнение длилось 19 часов!). Компактдиски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» были изданы немецкой фирмой Griola, а Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннесса).
Цикл Фисейского «Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков» дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Хоральные обработки:
Dies sind die heil’gen zehn Gebot’, BWV 678
Wir glauben all’ an einen Gott, BWV 680
Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir, BWV 686
Трио до минор (по И. Ф. Фашу), BWV 585
Фуга соль мажор, BWV 576
Михаил Глинка (1804-1857)
Три фуги:
ми-бемоль мажор
ля минор
ре мажор
Владимир Одоевский (1804-1869)
Молитва без слов
Константин Хомилиус (1840-1918)
Прелюдия соль мажор
Александр Глазунов (1865-1936)
Прелюдия и фуга ре мажор, соч. 93
Следующие концерты цикла:
14 марта 2021 в 19:00
Концерт четвертый
БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
В программе: И. С. Бах, П. Хиндемит, М. Дюпре, Д. Шостакович
16 мая 2021 в 19:00
Концерт пятый
БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
СТРОГО 12+