Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков
Авторский цикл. Концерт второй
И. С. БАХ И ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ
заслуженный артист России, профессор
Александр ФИСЕЙСКИЙ, орган
«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил Иоганнес Брамс. В истории органной музыки нет ни одного крупного музыканта, избежавшего воздействия колоссальной фигуры немецкого мастера. Новый цикл выдающегося российского органиста Александра Фисейского дает возможность соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Каждый концерт посвящен одному направлению (немецкий, французский и русский романтизм, первая и вторая половины ХХ века), но все их объединяет вселенная Иоганна Себастьяна Баха.
Вторая программа объединяет музыку Баха и сочинения крупнейших французских композиторов-органистов романтической школы: Сезара Франка, Леона Боэльмана и Луи Вьерна. XIX век в музыке Франции — век грандиозного обновления. Появление крупных музыкальных заведений, где создавались классы игры на органе, а также революция в органостроении и появление больших инструментов дали обильные плоды во второй половине столетия — Франция подарила миру плеяду великих органистов, открывших новые горизонты в восприятии органа, технике игры и органной композиции. Результатом стало появление сочинений столь же грандиозных, сколь грандиозны были новые французские романтические органы.
В это время рос интерес к старинной музыке и органисты испытывали сильное влияние музыки Баха, к тому времени вернувшейся из забвения и притягивавшей огромное внимание. Преклонялся перед баховским гением Сезар Франк — крупнейший французский композитор XIX века и органист Базилики св. Клотильды. Современники называли Франка-органиста единственным поистине равным Баху. Его линию продолжал Леон Боэльман, соединивший звуковую палитру современного органа со романтизированными образами средневековья. Луи Вьерн — слепой органист-виртуоз, 37 лет служивший в парижском соборе Нотр-Дам — был знатоком баховского наследия, цитировал хоралы Баха в своих сочинениях и работал над изданием произведений немецкого мастера. Легенда гласит, что умер Вьерн во время своего 1750-го концерта — число, совпадающее с годом смерти Баха.
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Маленький гармонический лабиринт, BWV 591
Хоральные обработки:
O Lamm Gottes, unschuldig, BWV 656
Nun komm’, der Heiden Heiland, BWV 659
Ein’ feste Burg ist unser Gott, BWV 720
Ария фа мажор (по Ф. Куперену), BWV 587
Пассакалия до минор, BWV 582
Леон Боэльман (1862-1897)
Готическая сюита, соч. 25:
Интродукция – Хорал
Готический менуэт
Молитва к Деве Марии
Токката
Сезар Франк (1822-1890)
Пастораль, соч. 19
Луи Вьерн (1870-1937)
Финал из Симфонии № 1