23 августа / воскресенье, 19:00
ПОД ЗЕЛЕНЫМИ ЛИПАМИ: ЛЕТНЕЕ БАРОККО
лауреаты международных конкурсов
Сергей Полтавский, альт, виоль д'амур
Маргарита Еськина, орган, клавесин
Посидеть в тени зеленых лип и послушать пение птиц на лесной опушке, встретиться с веселым фермером и удивиться тому, как шутит великий Бах, изображая курицу и кукушку, – все это возможно в самом центре Москвы благодаря двум чудесным музыкантам. Сергей Полтавский и Маргарита Еськина – знатоки барокко и превосходные солисты – подобрали серию изумительных музыкальных пейзажей, которая порадует и музыкальных гурманов и тех, кто только мечтает погрузиться в прекрасный мир барокко.
Думаете, Вивальди единственный композитор барокко, создавший музыкальный календарь? Ничего подобного. Природа и смена времен года вдохновляли многих музыкантов того времени. Уникальность этой программы в том, что она дает возможность погрузиться в загадочный мир добаховского барокко (Бах в этой программе один из самых «молодых»!) и услышать сразу несколько инструментов, сохранивших голоса той эпохи: орган, клавесин и виоль д’амур.
Концерт «Август» из цикла «Инструментальный календарь» состоит из пяти коротких музыкальных зарисовок и дает возможность взглянуть на последний летней месяц глазами (точнее – ушами) человека первой половины XVIII века. Еще на сто лет раньше, в начало XVII столетия, переносят вариации «амстердамского Орфея» Яна Питерзсона Свелинка на тему популярнейшего хита того времени – песни «Под зелеными липами».
Немец Иоганн Себастьян Бах будет состязаться в изобретательности с австрийцем Иоганном Генрихом Шмельцером, чье имя сегодня незаслуженно мало известно широкой публике. Композитор и скрипач-виртуоз, музыкант фантастической судьбы и таланта, он был кумиром нескольких поколений и создал много скрипичной музыки, которая до сих пор поражает своей изобретательностью и эмоциональностью. Бах и Шмельцер использовали в своих пьесах популярный тогда прием – подражание кукушке. У Баха по форме это строгая фуга, но диалог кукушки с курицей больше напоминает шумную веселую сцену на ферме, а вот пасторальное настроение сонаты Шмельцера скорее рисует лесной пейзаж.
Сергей Полтавский (альт) – один из самых ярких солистов и камерных музыкантов молодого поколения, выпускник Московской консерватории. Исполнитель барочной музыки на виоле д’амур, блестящий интерпретатор и пропагандист сочинений современных композиторов, в составе камерных ансамблей играл с Т. Гринденко, В. Спиваковым, А. Любимовым, М. Пекарским, А. Рудиным, А. Гориболем, П. Осетинской, В. Холоденко и др. Участвует в фестивалях в России и за рубежом: «Декабрьские вечера», «Возвращение», «VivaCello», Дягилевский фестиваль (Пермь) и мн. др. Автор уникальных мультижанровых проектов, в том числе Фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my Life».
Маргарита Еськина (орган) – окончила РАМ им. Гнесиных по классу органа и аспирантуру, автор научных статей, участник музыковедческих конференций. Лауреат международных конкурсов, обладатель спецпремии «Надежда Отчества» конкурса органистов им. М. Таривердиева, стажировалась и участвовала в мастер-классах видных органистов и клавесинистов. Участник ансамбля стариной музыки «Pfeyffer», специализирующегося на репертуаре Средневековья и Ренессанса. Выступает с сольными концертами в городах России и Украины, совместно с А. Фисейским в Германии записала CD с органными транскрипциями оперных сочинений Р. Вагнера.
В программе:
И. С. Бах (1685-1750). Токката ми мажор BWV 566
Г. Ф. Телеман (1681-1767). Пьесы из Сюиты La bizzare ("Забавная") TWV 55:G2 (переложение для органа и виоль д'амур М. Еськиной)
Фантазия
Менуэт I
Менуэт II
Соловей
И. Г. Мютель (1728-1788) Фантазия соль минор
А. Вивальди (1678-1741) Концерт ре минор для виоль д'амур и оркестра, в 3х частях, RV 393 (переложение для органа и виоль д'амур М. Еськиной)
Я. П. Свелинк (1562-1621) Токката
М. Маре (1656-1728). Badinage
Я. П. Свелинк. Вариации на тему Unter der Linden grune ("Под зелеными липами")
Г. Й. Вернер (1693-1766) Концерт "Август" из цикла "Инструментальный календарь" (переложение для виоль д'амур и органа М. Еськиной)
Радостный крестьянин
Менуэт на 2 часа дня
Менуэт на 10 часов вечера
На почте
Почтальон Дзоппо
Менуэт на час дня
Менуэт на 11 часов вечера
И.С. Бах. Концерт ре мажор All'imitatio Gallina Cuccu, ("В подражание курице и кукушке"), в 3-х частях, BWV 963
И. Г. Шмельцер (1620-1680) Соната "КуКу", во множестве частей