Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

16 февраля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА Бах в Лейпциге: парные кантаты

16 февраля / воскресенье, 19:00
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым

Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон третий. Концерт четвертый

Людмила Фраёнова, сопрано
Екатерина Бачук, альт
Михаил Нор, тенор
Владимир Красов, бас

титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания) 

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Время между Богоявлением и началом Великого поста – важный период в жизни христианина, в том числе лютеранина баховских дней. Евангельские чтения выстраиваются вокруг жизнеописания Христа, и постепенно на первое место выходит тема чудес Иисуса: исцеление прокаженного, исцеление слуги сотника, укрощение бури. За каждым чудом стоит мотив человеческой немощи и смерти, но все же главная тема – всемогущество Бога и вера человека, переход души от скорби к блаженству небесного спасения.

Кантаты № 22 («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников») и № 23 («О Боже истинный, Давидов Сын») впервые прозвучали 7 февраля 1723 года как своеобразный экзамен, который Бах держал перед лейпцигской общиной, прежде чем быть избранным на должность кантора церкви Св. Фомы и музикдиректора Лейпцига. Евангельское чтение дня (Лк., 8:31-42) включает две истории – пророчество Иисуса о том, что с ним случится после входа в Иерусалим, и исцеление слепого у Иерихона. Кантата №22, посвященная пророческим словам, звучала до проповеди, а кантата №23, связанная с исцелением, после.

№22 – настоящая драматическая сцена: реплика Христа и недоумение учеников, где полифония хоровых голосов рождает ощущение разлада, производит почти оперный эффект. Старался ли Бах тем самым угодить лейпцигскому совету? Модный стиль в Лейпциге ценили, но некоторые члены совета считали, что в церковную музыку не должна проникать театральная легкомысленность. Так или иначе, кантаты Баха были высоко оценены и принесли ему желанную должность.  

Хоральные кантаты №3 («Ах, Господи, сколь многие печали») и № 13 («Мои слёзы и стенанья») написаны на 2-е воскресенье по Богоявлении. Кантата №3 впервые прозвучала 14 января 1725 года. Она создана для второго годового цикла, состоящего из хоральных кантат – то есть основанных на лютеранских гимнах. В данном случае неизвестный либреттист свободно переработал гимн Мартина Моллера «Ach Gott, wie manches Herzeleid», сохранив лишь слова 1-й, 2-й и последней, 18-й строфы. В след за ним Бах сохранил старую хоральную мелодию в трех частях в виде cantus firmus. Не связанная напрямую с чтением дня, кантата №3 создает образ Иисуса-утешителя, а красочность этой музыкальной фреске придает звучание двух гобоев и тромбона.

Напротив, в кантате №13, прозвучавшей 20 января 1726 года, акцент сделан на страданиях и слезах человеческого рода. Текст взят из кантаты Г.К. Лемса (1711), а единственная строка из Евангелия – слова Иисуса: «Мой час еще не наступил». Шесть частей кантаты поделены на два раздела, каждый их которых завершает хорал: первую часть, посвященную человеческим страданиям, замыкает строфа гимна Иоганна Херманна «Zion klagt mit Angst und Schmerzen»; вторую часть, окрашенную чувством надежды на Божью помощь, – заключительная строфа гимна Пауля Флеминга «In allen meinen Taten».

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе
Кантаты на 2-е воскресенье по Богоявлении
№ 3 «Ach Gottwie manches Herzeleid» («Ах, Господи, сколь многие печали»)
№ 13 «Meinen Seufzermeine Tränen» («Мои слёзы и стенанья»)

Кантаты на воскресенье перед Постом
№ 22 «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников»)
№ 23 «Du wahrer Gott und Davids Sons» («О Боже истинный, Давидов Сын»)

Читать дальше...
Исполнители

Владимир Красов

Владимир Красов, бас

Людмила ФРАЁНОВА / сопрано

Людмила Фраёнова / сопрано  выступает в России и за рубежом в двух амплуа: а именно как скрипачка и как певица с такими коллективами, как Pratum integtum, Questa musica, Chamber orchestra Kremlin, Jerusalem baroque orchestra, Baroccada, Collegium Musicum.
Лауреат  конкурса им. Н.Сабитова, Славянской музыки, Дни Бетховена в Москве, участвовала в мастерклассах  Р.Гёбеля, Ф.Новелли, Э.Кёркби, Ю.Рахлина, З.Брона. Принимала участие в международных фестивалях «Московская осень», «La renaissance», «Bach - Vivaldi», "Tage Alter Musik in Herne","Gdansk music festival", "Декабрьские вечера".
Исполнила партию Венеры в реконструкции Э. Кинга оперы Монтеверди «Арианна».

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган Бах И. С.
анонсы
17 октября / 19:00
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Олеся Кравченко (орган), Камерный оркестр под управлением Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, А. Вивальди – М. Рихтер, И. С. Бах
24 октября / 19:00
Все органные произведения Дьёрдя Лигети титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган
31 октября / 20:00
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 ноября / 19:00
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
Ближайшие концерты
17 октября / 19:00 – 20:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Олеся Кравченко (орган), Камерный оркестр под управлением Константина Казначеева В программе: А. Вивальди, А. Вивальди – М. Рихтер, И. С. Бах
24 октября / 19:00 – 20:00
Все органные произведения Дьёрдя Лигети титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор, орган
31 октября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 ноября / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт второй
13 ноября / 18:00 – 19:30
лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин (орган). В программе: музыка из фильмов «Солярис», «Зеркало», «Ирония судьбы», «Мой ласковый и нежный зверь», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря» и др.
14 ноября / 19:00 – 20:30
Квартет солистов OpensoundOrchestra
18 ноября / 20:00 – 21:30
лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Олеся Кравченко (орган). Московский струнный оркестр под руководством Константина Казначеева
21 ноября / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
27 ноября / 21:00 – 22:15
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
5 декабря / 19:00 – 20:30
Александр Фисейский, Даниэль Сальвадор,
18 декабря / 18:00 – 19:30
лауреаты международных конкурсов Марианна ВЫСОЦКАЯ орган Станислав МАЛЫШЕВ скрипка Андрей ВИННИЦКИЙ вибрафон, колокольчики В программе: Жан Лангле, Реджис Кампо, Тадаси Яманучи, Арво Пярт, Валерий Кикта, Фарадж Караев, Альфред Шнитке, Дмитрий Смирнов, Оливье Мессиан
26 декабря / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 января / 21:00 – 22:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт третий
30 января / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
6 февраля / 19:00 – 20:30
лауреат международных конкурсов Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ орган В программе: Морис Дюруфле, Чарльз Айвз, Жан Лангле, Александр Скрябин, Альберт Леман, Марсель Дюпре, Игорь Гольденберг
27 февраля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
13 марта / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт четвертый
27 марта / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
7 апреля / 17:30 – 21:30
Эва-Мария ХУБЕН (Германия) В рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура»
24 апреля / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
1 мая / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского (орган) Концерт пятый
22 мая / 19:00 – 20:30
Илья ФЁЛЛЬМИ-КУДРЯВЦЕВ орган (Швейцария) В программе: Даниэль Глаус, Майкл Финнисси, Джон Кейдж, Хайнц Холлигер
29 мая / 20:00 – 21:35
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone