Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

16 февраля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА Бах в Лейпциге: парные кантаты

16 февраля / воскресенье, 19:00
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым

Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон третий. Концерт четвертый

Людмила Фраёнова, сопрано
Екатерина Бачук, альт
Михаил Нор, тенор
Владимир Красов, бас

титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания) 

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Время между Богоявлением и началом Великого поста – важный период в жизни христианина, в том числе лютеранина баховских дней. Евангельские чтения выстраиваются вокруг жизнеописания Христа, и постепенно на первое место выходит тема чудес Иисуса: исцеление прокаженного, исцеление слуги сотника, укрощение бури. За каждым чудом стоит мотив человеческой немощи и смерти, но все же главная тема – всемогущество Бога и вера человека, переход души от скорби к блаженству небесного спасения.

Кантаты № 22 («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников») и № 23 («О Боже истинный, Давидов Сын») впервые прозвучали 7 февраля 1723 года как своеобразный экзамен, который Бах держал перед лейпцигской общиной, прежде чем быть избранным на должность кантора церкви Св. Фомы и музикдиректора Лейпцига. Евангельское чтение дня (Лк., 8:31-42) включает две истории – пророчество Иисуса о том, что с ним случится после входа в Иерусалим, и исцеление слепого у Иерихона. Кантата №22, посвященная пророческим словам, звучала до проповеди, а кантата №23, связанная с исцелением, после.

№22 – настоящая драматическая сцена: реплика Христа и недоумение учеников, где полифония хоровых голосов рождает ощущение разлада, производит почти оперный эффект. Старался ли Бах тем самым угодить лейпцигскому совету? Модный стиль в Лейпциге ценили, но некоторые члены совета считали, что в церковную музыку не должна проникать театральная легкомысленность. Так или иначе, кантаты Баха были высоко оценены и принесли ему желанную должность.  

Хоральные кантаты №3 («Ах, Господи, сколь многие печали») и № 13 («Мои слёзы и стенанья») написаны на 2-е воскресенье по Богоявлении. Кантата №3 впервые прозвучала 14 января 1725 года. Она создана для второго годового цикла, состоящего из хоральных кантат – то есть основанных на лютеранских гимнах. В данном случае неизвестный либреттист свободно переработал гимн Мартина Моллера «Ach Gott, wie manches Herzeleid», сохранив лишь слова 1-й, 2-й и последней, 18-й строфы. В след за ним Бах сохранил старую хоральную мелодию в трех частях в виде cantus firmus. Не связанная напрямую с чтением дня, кантата №3 создает образ Иисуса-утешителя, а красочность этой музыкальной фреске придает звучание двух гобоев и тромбона.

Напротив, в кантате №13, прозвучавшей 20 января 1726 года, акцент сделан на страданиях и слезах человеческого рода. Текст взят из кантаты Г.К. Лемса (1711), а единственная строка из Евангелия – слова Иисуса: «Мой час еще не наступил». Шесть частей кантаты поделены на два раздела, каждый их которых завершает хорал: первую часть, посвященную человеческим страданиям, замыкает строфа гимна Иоганна Херманна «Zion klagt mit Angst und Schmerzen»; вторую часть, окрашенную чувством надежды на Божью помощь, – заключительная строфа гимна Пауля Флеминга «In allen meinen Taten».

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе
Кантаты на 2-е воскресенье по Богоявлении
№ 3 «Ach Gottwie manches Herzeleid» («Ах, Господи, сколь многие печали»)
№ 13 «Meinen Seufzermeine Tränen» («Мои слёзы и стенанья»)

Кантаты на воскресенье перед Постом
№ 22 «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников»)
№ 23 «Du wahrer Gott und Davids Sons» («О Боже истинный, Давидов Сын»)

Исполнители

Владимир Красов

Бас 

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.

Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 г. — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 г. работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди «La morte dOrfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020). Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е. Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018). В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Людмила Фраенова

Выступает в России и за рубежом в двух амплуа: а именно как скрипачка и как певица (сопрано) с такими коллективами, как Pratum integtum, Questa musica, Chamber orchestra Kremlin, Jerusalem baroque orchestra, Baroccada, Collegium Musicum.
Лауреат  конкурса им. Н.Сабитова, Славянской музыки, Дни Бетховена в Москве, участвовала в мастерклассах  Р.Гёбеля, Ф.Новелли, Э.Кёркби, Ю.Рахлина, З.Брона. Принимала участие в международных фестивалях «Московская осень», «La renaissance», «Bach - Vivaldi», "Tage Alter Musik in Herne","Gdansk music festival", "Декабрьские вечера".
Исполнила партию Венеры в реконструкции Э. Кинга оперы Монтеверди «Арианна».

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь. В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»). 2014 — солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса. 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ. С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко, участнте в Международного фестиваля «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденского музыкального фестиваля (2017). Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum п/у Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации): в сезонах 2016/2017 — 2019/2020 исполнил теноровые партии в более чем 20 кантатах И. С. Баха.

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
7 июля / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
Ближайшие концерты
7 июля / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00 – 20:30
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
30 июля / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко — орган
31 июля / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган, Дмитрий Максименко — орган
4 августа / 20:00 – 21:30
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган, рояль Анна НИКУЛИНА — орган, рояль Надежда УСМАНОВА — ударные
7 августа / 19:00 – 20:30
Марина Белова — лютня, теорба Маргарита Еськина — орган, клавесин-оттавино
13 августа / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
14 августа / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Елена Привалова – орган (Рига) Елена Иванова-Летягина – флейта (Киров) Дарья Филиппенко – альт
21 августа / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Михаил Широченко – контратенор Лауреат премии «Органист года – 2021» Мария Блажевич – орган
28 августа / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег Романенко
1 сентября / 20:00 – 21:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
24 сентября / 21:00 – 22:30
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
13 ноября / 20:00 – 21:30
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано) Владимир Дмитрук (тенор) Денис Седов (бас) Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер – Олег Романенко
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 марта / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 апреля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Работает на Cornerstone