Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, help@collegiummusicum.ru

16 февраля / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 35 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА Бах в Лейпциге: парные кантаты

16 февраля / воскресенье, 19:00
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым

Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон третий. Концерт четвертый

Людмила Фраёнова, сопрано
Екатерина Бачук, альт
Михаил Нор, тенор
Владимир Красов, бас

титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания) 

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Время между Богоявлением и началом Великого поста – важный период в жизни христианина, в том числе лютеранина баховских дней. Евангельские чтения выстраиваются вокруг жизнеописания Христа, и постепенно на первое место выходит тема чудес Иисуса: исцеление прокаженного, исцеление слуги сотника, укрощение бури. За каждым чудом стоит мотив человеческой немощи и смерти, но все же главная тема – всемогущество Бога и вера человека, переход души от скорби к блаженству небесного спасения.

Кантаты № 22 («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников») и № 23 («О Боже истинный, Давидов Сын») впервые прозвучали 7 февраля 1723 года как своеобразный экзамен, который Бах держал перед лейпцигской общиной, прежде чем быть избранным на должность кантора церкви Св. Фомы и музикдиректора Лейпцига. Евангельское чтение дня (Лк., 8:31-42) включает две истории – пророчество Иисуса о том, что с ним случится после входа в Иерусалим, и исцеление слепого у Иерихона. Кантата №22, посвященная пророческим словам, звучала до проповеди, а кантата №23, связанная с исцелением, после.

№22 – настоящая драматическая сцена: реплика Христа и недоумение учеников, где полифония хоровых голосов рождает ощущение разлада, производит почти оперный эффект. Старался ли Бах тем самым угодить лейпцигскому совету? Модный стиль в Лейпциге ценили, но некоторые члены совета считали, что в церковную музыку не должна проникать театральная легкомысленность. Так или иначе, кантаты Баха были высоко оценены и принесли ему желанную должность.  

Хоральные кантаты №3 («Ах, Господи, сколь многие печали») и № 13 («Мои слёзы и стенанья») написаны на 2-е воскресенье по Богоявлении. Кантата №3 впервые прозвучала 14 января 1725 года. Она создана для второго годового цикла, состоящего из хоральных кантат – то есть основанных на лютеранских гимнах. В данном случае неизвестный либреттист свободно переработал гимн Мартина Моллера «Ach Gott, wie manches Herzeleid», сохранив лишь слова 1-й, 2-й и последней, 18-й строфы. В след за ним Бах сохранил старую хоральную мелодию в трех частях в виде cantus firmus. Не связанная напрямую с чтением дня, кантата №3 создает образ Иисуса-утешителя, а красочность этой музыкальной фреске придает звучание двух гобоев и тромбона.

Напротив, в кантате №13, прозвучавшей 20 января 1726 года, акцент сделан на страданиях и слезах человеческого рода. Текст взят из кантаты Г.К. Лемса (1711), а единственная строка из Евангелия – слова Иисуса: «Мой час еще не наступил». Шесть частей кантаты поделены на два раздела, каждый их которых завершает хорал: первую часть, посвященную человеческим страданиям, замыкает строфа гимна Иоганна Херманна «Zion klagt mit Angst und Schmerzen»; вторую часть, окрашенную чувством надежды на Божью помощь, – заключительная строфа гимна Пауля Флеминга «In allen meinen Taten».

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе
Кантаты на 2-е воскресенье по Богоявлении
№ 3 «Ach Gottwie manches Herzeleid» («Ах, Господи, сколь многие печали»)
№ 13 «Meinen Seufzermeine Tränen» («Мои слёзы и стенанья»)

Кантаты на воскресенье перед Постом
№ 22 «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников»)
№ 23 «Du wahrer Gott und Davids Sons» («О Боже истинный, Давидов Сын»)

Исполнители

Владимир Красов

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дирижирование академическим хором», художественныйруководитель и дирижер Хора студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова. 

Окончил Московскую государственную консерваторию (класс профессора Б. Куликова). Занимался изучением стилей исполнения музыки различных эпох, старинных танцев, а также аутентичной манеры звукоизвлечения. Лауреат всероссийских и международных конкурсов, автор научных статей и учебно-методических пособий по вопросам современного хорового искусства.
Выступает с концертами на крупных европейских и мировых площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, среди которых В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев, А. Рудин, А. Левин, В. Халилов, А. Соловьёв, Ф. Сарделли, С. Монтанари, Х. Риллинг, Т. Курентзис, П. Филипс, Ф. Берниус и др.

С 2010 — солист Вокального ансамбля INTRADA под руководством Е. Антоненко. 
Как вокалист В 2013 г. стажировался в Большом театре России, с 2014 работал в Государственной академической симфонической капелле России под руководством В. Полянского. Сотрудничает с Международной Академией старинной музыки Opera Omniaпринимал участие в мировой премьере оперы С. Ланди
«La morte d’Orfeo» (2013) под руководством Эндрю Лоурэнс-Кинга.

Важное место в репертуаре Красова занимает современная музыка; он участвовал в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре «Станиславский» (музыка Д. Курляндского, Б. Филановского, А. Сюмака, С. Невского, А. Сысоева, В. Раннева, 2014-2019), кантаты А. Сысоева «SOS» (2017), оперы А. Белоусова «Книга Серафима» (2020).
Участвовал в премьере оратории Б. Филановского «Пропевень о проросли мировой» на фестивале «Другое пространство» с ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением В. Юровского (2018).
В 2020 г. принимал участие в Х Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский. 

Михаил Нор

Родился в 1994 году в семье музыкантов. Петь начал с раннего детства в церковном хоре, в 14 лет стал регентом, сольное и хоровое пение в церкви сопровождает всю его жизнь.
В настоящее время — студент Московской консерватории («Кафедра сольного пения»).
В 2014 солировал в концерте известного дирижёра Майкла Шасбергера (США) в рамках I Международного хорового конгресса.
В 2015-2017 — хормейстер хора МГУ. Приглашённый солист хора Московской консерватории и хора МГУ.
С 2016 года — артист вокального ансамбля «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко.
Участвовал в Международном фестивале «Musikfest Erzgebirge» (2016), Дрезденском музыкальном фестивале (2017).
Активно выступает в концертах камерной музыки, исполняя сочинения разных эпох, от старинной музыки до современной. Сотрудничает с Ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации).

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2008).

Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса. Работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers.

В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD.

В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И.С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения.

В сезоне 2020/21 выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А.В. Свешникова. 

В настоящее время Олег Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Российский музыковед, ученик Ю.Н. Холопова и М.А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета.
Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru).
Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра.
Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика).
Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и другие. Играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-
группой Santarén-Folk.
Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини.
В 2010-2012 входил в совет Мадридской Королевской Консерватории. С 2012 – органист Архиепископства Мадрида.
Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании.
Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид).Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла в Mоскве (с ансамблем Collegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И.С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта и всех органных сочинений Лигети.

Звания и награды:

  • Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании.
  • Лауреат Международного конкурса JM International
  • Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales

 

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
21 июля / 19:00
Две грани восхитительного барокко представляет известный московский органист Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ.
25 июля / 20:00
Величественные органные шедевры и изысканный дуэт органа и флейты в программе Елены ПРИВАЛОВОЙ и Елены ИВАНОВОЙ-ЛЕТЯГИНОЙ.
27 июля / 21:00
Виртуоз Константин КАЗНАЧЕЕВ и его блистательный Московский струнный оркестр исполняют знаменитый цикл Вивальди. За пультом большого органа собора — Андрей ШЕЙКО.
28 июля / 19:00
Артём АГАЕВ переносит альт в центр Вселенной Баха и вместе с органистом Игнатом ИЗОТОВЫМ создает мир баховской гармонии из великих сочинений гениального мастера.
1 августа / 20:00
Фёдор СТРОГАНОВ исполняет шедевры барокко и романтизма, собственные сочинения и превращает в музыку имена прекрасных слушательниц.
Ближайшие концерты
21 июля / 19:00 – 20:30
Две грани восхитительного барокко представляет известный московский органист Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ.
Билеты от 800₽
25 июля / 20:00 – 21:30
Величественные органные шедевры и изысканный дуэт органа и флейты в программе Елены ПРИВАЛОВОЙ и Елены ИВАНОВОЙ-ЛЕТЯГИНОЙ.
Билеты от 600₽
27 июля / 21:00 – 22:30
Виртуоз Константин КАЗНАЧЕЕВ и его блистательный Московский струнный оркестр исполняют знаменитый цикл Вивальди. За пультом большого органа собора — Андрей ШЕЙКО.
Билеты от 800₽
28 июля / 19:00 – 20:30
Артём АГАЕВ переносит альт в центр Вселенной Баха и вместе с органистом Игнатом ИЗОТОВЫМ создает мир баховской гармонии из великих сочинений гениального мастера.
Билеты от 600₽
1 августа / 20:00 – 21:30
Фёдор СТРОГАНОВ исполняет шедевры барокко и романтизма, собственные сочинения и превращает в музыку имена прекрасных слушательниц.
Билеты от 800₽
4 августа / 19:00 – 20:30
Дуэт Марии ЛЕСОВИЧЕНКО и Анастасии КОСАРСКОЙ исполняет под сводами собора прекрасную музыку романтического века, полную нежности, тайн и сильных чувств.
Билеты от 600₽
8 августа / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган
Билеты от 1400₽
10 августа / 18:00 – 19:30
Знаменитые шедевры Баха — от маленьких «школьных» пьес до «Страстей по Матфею» — в авторских аранжировках Алексея КРУГЛОВА и Игоря ГОЛЬДЕНБЕРГА.
Билеты от 800₽
11 августа / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов, солисты барочной капеллы «Золотой век» Александр ЛИСТРАТОВ — барочная виолончель Алексей ШЕВЧЕНКО — орган
Билеты от 800₽
15 августа / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Маргарита ЕСЬКИНА — орган В программе: И. С. Бах, Л. Маршан, С. Франк, Л. Вьерн
Билеты от 600₽
18 августа / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Александр ЛЕМЕШЕВ — стеклянная арфа Олеся КРАВЧЕНКО – орган
Билеты от 600₽
22 августа / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган В программе: И. С. Бах, Ф. Мендельсон, С. Франк, Ш.-М. Видор, Ф. Лист, А. Гедике, Д. Шостакович
Билеты от 600₽
25 августа / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган В программе: И. С. Бах, М. Таривердиев
Билеты от 800₽
29 августа / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Константин КАЗНАЧЕЕВ – скрипка Инна ЯКУШЕВА – скрипка Антон ЯКУШЕВ – скрипка Сергей МОРОЗОВ – скрипка МОСКОВСКИЙ СТРУННЫЙ ОРКЕСТР под руководством Константина Казначеева
Билеты от 1400₽
1 сентября / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган
Билеты от 800₽
5 сентября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов Фёдор СТРОГАНОВ — орган
Билеты от 600₽
8 сентября / 19:00 – 20:30
Лауреат Всероссийских и международных конкурсов Сергей БУСЛОВ — орган (Санкт-Петербург)
Билеты от 600₽
14 сентября / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Владимир СКОМОРОХОВ — орган, рояль В программе: И. С. Бах, К. М. фон Вебер, М. Регер, Ю. Буцко, Д. Дианов
Билеты от 600₽
15 сентября / 19:00 – 20:30
Заслуженный артист России Александр ФИСЕЙСКИЙ — орган
Билеты от 600₽
28 сентября / 21:00 – 22:30
В программе: И. С. Бах, Вьерн, Ропарц, Лефебюр-Вели
Билеты от 600₽
6 октября / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган В программе: А. Вивальди, Н. Римский-Корсаков, Г. Ф. Гендель, И. Штраус, П. Чайковский, М. Таривердиев, К. Сен-Санс, Х. Циммер и др.
Билеты от 600₽
10 октября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов, солист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН — орган
Билеты от 1400₽
21 ноября / 20:00 – 21:30
Лауреат международных конкурсов и премии «Органист года» Мария БЛАЖЕВИЧ — орган. В программе: К. Орф, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ж. Бизе, М. Огинский, И. Штраус, А. Бородин, Э. Григ
Билеты от 1400₽
Работает на Cornerstone