Концерты органной музыки в Кафедральном соборе святых Петра и Павла.

Адрес: г. Москва, Старосадский 7. Справки по телефону: 8(800)222-61-00

Концерты/ВСЕ КАНТАТЫ БАХА Бах в Лейпциге: парные кантаты

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА Бах в Лейпциге: парные кантаты

  Воскресенье, Февраль 16
  19:00 — 20:35
 
Даниэль Сальвадор, орган (Испания) Ансамбль Collegium Musicum Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко В программе: 2 день по Богоявлению №3 №13 Кантаты на воскресенье перед Постом № 22 «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников») № 23 «Du wahrer Gott und Davids Sons» («О Боже истинный, Давидов Сын»)

16 февраля / воскресенье, 19:00
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым

Бах в Лейпциге: парные кантаты
Сезон третий. Концерт четвертый

Людмила Фраёнова, сопрано
Екатерина Бачук, альт
Михаил Нор, тенор
Владимир Красов, бас

титулярный органист Папской базилики св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания) 

Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Время между Богоявлением и началом Великого поста – важный период в жизни христианина, в том числе лютеранина баховских дней. Евангельские чтения выстраиваются вокруг жизнеописания Христа, и постепенно на первое место выходит тема чудес Иисуса: исцеление прокаженного, исцеление слуги сотника, укрощение бури. За каждым чудом стоит мотив человеческой немощи и смерти, но все же главная тема – всемогущество Бога и вера человека, переход души от скорби к блаженству небесного спасения.

Кантаты № 22 («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников») и № 23 («О Боже истинный, Давидов Сын») впервые прозвучали 7 февраля 1723 года как своеобразный экзамен, который Бах держал перед лейпцигской общиной, прежде чем быть избранным на должность кантора церкви Св. Фомы и музикдиректора Лейпцига. Евангельское чтение дня (Лк., 8:31-42) включает две истории – пророчество Иисуса о том, что с ним случится после входа в Иерусалим, и исцеление слепого у Иерихона. Кантата №22, посвященная пророческим словам, звучала до проповеди, а кантата №23, связанная с исцелением, после.

№22 – настоящая драматическая сцена: реплика Христа и недоумение учеников, где полифония хоровых голосов рождает ощущение разлада, производит почти оперный эффект. Старался ли Бах тем самым угодить лейпцигскому совету? Модный стиль в Лейпциге ценили, но некоторые члены совета считали, что в церковную музыку не должна проникать театральная легкомысленность. Так или иначе, кантаты Баха были высоко оценены и принесли ему желанную должность.  

Хоральные кантаты №3 («Ах, Господи, сколь многие печали») и № 13 («Мои слёзы и стенанья») написаны на 2-е воскресенье по Богоявлении. Кантата №3 впервые прозвучала 14 января 1725 года. Она создана для второго годового цикла, состоящего из хоральных кантат – то есть основанных на лютеранских гимнах. В данном случае неизвестный либреттист свободно переработал гимн Мартина Моллера «Ach Gott, wie manches Herzeleid», сохранив лишь слова 1-й, 2-й и последней, 18-й строфы. В след за ним Бах сохранил старую хоральную мелодию в трех частях в виде cantus firmus. Не связанная напрямую с чтением дня, кантата №3 создает образ Иисуса-утешителя, а красочность этой музыкальной фреске придает звучание двух гобоев и тромбона.

Напротив, в кантате №13, прозвучавшей 20 января 1726 года, акцент сделан на страданиях и слезах человеческого рода. Текст взят из кантаты Г.К. Лемса (1711), а единственная строка из Евангелия – слова Иисуса: «Мой час еще не наступил». Шесть частей кантаты поделены на два раздела, каждый их которых завершает хорал: первую часть, посвященную человеческим страданиям, замыкает строфа гимна Иоганна Херманна «Zion klagt mit Angst und Schmerzen»; вторую часть, окрашенную чувством надежды на Божью помощь, – заключительная строфа гимна Пауля Флеминга «In allen meinen Taten».

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе
Кантаты на 2-е воскресенье по Богоявлении
№ 3 «Ach Gottwie manches Herzeleid» («Ах, Господи, сколь многие печали»)
№ 13 «Meinen Seufzermeine Tränen» («Мои слёзы и стенанья»)

Кантаты на воскресенье перед Постом
№ 22 «Jesus nahm zu sich die Zwölfe» («Иисус призвал к Себе двенадцать учеников»)
№ 23 «Du wahrer Gott und Davids Sons» («О Боже истинный, Давидов Сын»)

Еще мероприятия
Июн21
БАХ & JAZZ: Орган и саксофон
Воскресенье, Июнь 21, 2020 19:00
Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган Сделайте...
Июн27
МОЦАРТ. РЕКВИЕМ. Ночной концерт!
Суббота, Июнь 27, 2020 21:00
Оркестр «Инструментальная капелла» Государственный...
Июн28
«Все сочинения И. С. Баха для органа» Авторский цикл. Концерт пятнадцатый (заключительный)
Воскресенье, Июнь 28, 2020 19:00
заслуженный артист России Александр Фисейский, орган Уникальный...
Сен27
Все кантаты Баха
Воскресенье, Сентябрь 27, 2020 19:00
Бах в Лейпциге: парные кантаты Сезон третий. Концерт...
Ноя29
Аллилуйя. Шедевры Европейской духовной музыки
Воскресенье, Ноябрь 29, 2020 20:00
Дарья Давыдова (сопрано), Юрий Ростоцкий (тенор), Даниэль...
Янв17
И. С. Бах и европейский романтизм
Воскресенье, Январь 17, 2021 19:00
Лауреат международных конкурсов Евгений Авраменко...

Следите за новостями - кликните Like на нашу страничку в Фейсбуке.

Рейтинг@Mail.ru
Работает на Cornerstone