29 декабря / воскресенье, 20:00
МУЗЫКА ДЛЯ КОРОЛЕВСКОГО ТЕАТРА: органные концерты Генделя
концерт первый
титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко
Блестящие концерты для органа с оркестром Гендель написал для Лондона: они звучали на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. Виртуозные, эффектные, полные изящных мелодий, они упрочили его славу как величайшего солиста своего времени. В Москве их исполнит блистательный испанский органист-виртуоз Даниэль Сальвадор.
В 1720-е годы Гендель покорил Лондон своими операми в роскошных постановках Королевской академии музыки, которой сам управлял. Но в 1730-е вкусы публики переменились, и композитор решил посвятить себя созданию ораторий — крупных вокально-симфонических произведений. Каждый сезон с января до Пасхи он арендовал театр, чтобы во время Великого поста представить свою новую ораторию. Для полного триумфа Генделю нужен был солист-виртуоз, и он сам решил выступить в этой роли.
Георг Фридрих имел репутацию непревзойденного органиста-виртуоза: играя с необычайным блеском и властно управляя инструментом, он не раз с блеском побеждал на музыкальных поединках. Он прилагал все силы, чтобы обеспечить ораториям шумный успех, и в перерывах между частями начал выступать как солист. Так родились его концерты для органа с оркестром. Затея вызвала огромный интерес. Лондонская газета сообщала, что Гендель решил включить в исполнение «Деборы» «большой новый орган, который отличается разнообразием интересных регистров, являясь новой, значительно усовершенствованной моделью инструмента». Гендель превосходно владел инструментом, вдохновенно и страстно импровизировал, поражая воображение аудитории, и иногда концерты производили даже больший эффект, чем оратория.
Первый сборник органных концертов был опубликован в Лондоне в октябре 1738 года под опусом 4. Все они впервые прозвучали на сцене театра Ковент-Гарден в 1735-1736 гг. Концерты №1 и №6 исполнялись вместе с ораторией «Празднество Александра», а остальные звучали в один вечер с библейскими ораториями: №2 и №3 — с возобновленной «Эстер», №4 — с «Аталией», а №5 — с «Деборой».
Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Шесть концертов для органа с оркестром ор. 4
1 декабря 2019 – 5 января 2020 гг.
Шестой международный рождественский фестиваль «АДВЕНТ»
Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» приглашает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. В западной христианской традиции Адвент — особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда, и фестивальные концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника.
Фестиваль продлится пять недель, в его афише представлены разнообразные форматы, стили и жанры: органные вечера, хоровая, камерная и симфоническая музыка, барокко и ХХ век. Особая гордость этого года — выступление Хора Минина, 6 концертов для органа с оркестром Г. Ф. Генделя в исполнении испанского органиста-виртуоза Даниэля Сальвадора, традиционные рождественские кантаты И.С. Баха, а также его «Рождественская оратория» под управлением Владимира Юровского со звездной международной командой солистов.