26 декабря / 20:00
Вольфганг Амадей Моцарт
РЕКВИЕМ
Екатерина Смолина, сопрано
солистка театра «Новая опера», победительница телепроекта «Большая опера-2017»
Полина Шамаева, меццо-сопрано
приглашенный солист Каунасского музыкального театра (Литва)
Юрий Ростоцкий, тенор
Вадим Зарипов, бас
Оркестр «Инструментальная капелла»
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
В час, когда чинная филармоническая публика уже расходится по домам, окунитесь в мистическую атмосферу самого таинственного шедевра в истории музыки. Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра! Композитор не успел его завершить, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен — этими звуками он прощается с земным миром.
Реквием — одно из самых загадочных музыкальных произведений. Его популярности способствовал мистический ореол легенды: Реквием был заказан Моцарту за год до его смерти человеком в черном, не пожелавшем назвать свое имя. Эта история легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и стала кульминацией фильма Милоша Формана «Амадеус». На самом деле «черный человек» оказался слугой графа Вальзегга, любителя музыки, который хотел прославиться как композитор, не умея сочинять. Анонимно, за большие деньги он заказывал лучшим композиторам своего времени сочинения, которые затем выдавал за свои. Реквием он заказал к годовщине смерти своей жены.
Это новаторское сочинение, в котором Моцарт отошел от своей прежней церковной музыки. Оставаясь убежденным католиком, он принял масонство и его отношение к религии изменилось. Прежде преданный земным радостям, теперь он идет навстречу миру сверхъестественного, который заставил его содрогнуться в «Дон-Жуане», а затем открыл ему свою возвышенную силу. В Реквиеме он рассматривает ее с метафизической стороны, как силу, отрешенную всего преходящего, пробуждающую в человеке чувство вины и жажду искупления. Тем самым Моцарт соприкасается с учением церкви о страшном суде и милосердии Божьем.
Екатерина Смолина (сопрано) — солистка объединения «Москонцерт». Окончила вокальный факультет Московского государственного Университета культуры и искусств (класс Л. Н. Скусниченко). Участник многих российских фестивалей, в т. ч. «Ты, Моцарт, Бог…», «Времена года» (худ. рук. В. Булахов), «Дни высокой музыки» (худ. рук. Д. Коган), «Московский молодежный фестиваль искусства России и Китая», «Другая Музыка. Бах». В 2016-2018 гг. — солистка Московского театра «Новая Опера». Выступала на лучших концертных площадках страны, гастролировала в России и за рубежом. Репертуар певицы охватывает широкий круг сочинений от музыки раннего барокко до опусов современных композиторов, от камерно-ораториального жанра до главных партий в операх разных эпох.
Полина Шамаева (меццо-сопрано) — солистка Московского театра «Новая Опера» и Венгерского государственного оперного театра. Победитель V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Россия-Культура (2017). Окончила Академию хорового искусства им. В. С. Попова по специальностям «хоровое дирижирование» (2011) и «сольное пение» (2016). Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Федосеев, В. Спиваков, М. Плетнев, В. Юровский, А. Сладковский и др. Выступает на крупнейших сценах России и мира, в числе которых Большой зал Московской консерватории, ММДМ, Зал имени Чайковского, Государственный Кремлевский дворец, Афинский Дворец музыки (Греция), Osaka Symphony Hall (Япония), Auditorio de Tenerife (Испания), Auditorium Stravinsky (Швейцария) и др. Постоянный участник Международного фестиваля классической музыки Владимира Спивакова (Франция), Музыкального фестиваля в Рейнгау (Германия), Московского Пасхального фестиваля и других.
Юрий Ростоцкий (тенор) — выпускник РАМ имени Гнесиных, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2015), конкурса теноров имени Ивана Козловского (2011), конкурса вокалистов «Bella voce» (2004) и др. В 2015-2018 гг. — солист Московского театра «Новая Опера», в 2018-2019 гг. — ведущий солист Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье». В настоящее время — приглашенный солист Каунасского музыкального театра (Литва). Выступает на европейских сценах, среди недавних ангажементов Бельфьоре («Мнимая садовница» Моцарта, Берлин), Тебальдо («Монтекки и Капулетти» Беллини, Каунас), Линдоро («Итальянка в Алжире» Россини, Арнем, Нидерланды), партии Евангелиста и тенора в «Страстях по Иоанну» и «Страстях по Матфею» Баха (Хёсден, Нидерланды) и др. Сотрудничает с такими выдающимися дирижерами, как В. Юровский, М. Плетнев, В. Федосеев, П. Нойман, Я. Латам-Кёниг, А. д’Агостини, Л. Акочелла и др.
Вадим Зарипов (бас) — выпускник Музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом — солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне — солист хора Сретенского монастыря.
Олег Романенко — российский дирижер, выпускник Московской консерватории (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) и др. В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Музыкальный руководитель и дирижер духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Оркестр «Инструментальная капелла»(основан в 1979) – один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова —один из старейших хоровых коллективов России, организован в 1956 году. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в фонд радио и телевидения, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив — непременный участник празднований Дней города, юбилеев и других торжеств. Большой успех сопровождает многочисленные гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель — Николай Азаров.
В программе: В. А. Моцарт. Реквием для хора, солистов и оркестра