Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

22 декабря / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА Рождественский концерт!

22 декабря / воскресенье, 19:00                                           Рождественский концерт! 

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Бах в Лейпциге: парные кантаты

Сезон третий, концерт третий

титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид)
Даниэль Сальвадор, орган (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора. В преддверии западноевропейского Рождества прозвучат две кантаты Баха, написанные на второй день этого праздника.  

Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий») — первая рождественская кантата, написанная Бахом в Лейпциге. Она впервые прозвучала 26 декабря 1723 года в двух главных церквях города, Св. Фомы и Св. Николая. Бах явно хотел произвести впечатление и ввел в ансамбль две валторны: с их помощью новый лейпцигский кантор создал эффектную музыкальную фреску, повествующую о том, как Сын Божий явился и победил дьявола — в триумфальном звучании духовых возникает образ Христа-победителя. Хотя сюжет почти буквально иллюстрируется в музыке (например, в арии баса непрерывная цепь шестнадцатых нот очень выразительно рисует образ ползущего адского змия). Но все изобразительные элементы подчинены праздничному настроению Рождества, как в восходящем движении заключительного хорала, где все «взгляды» обращены наверх к Иисусу — «Солнцу милости». 

Рифму к финалу Кантаты №40 образуют слова первого хора Кантаты №121: «Любви Он Солнцем всё осиявает…». В ней звучит мелодия старинного рождественского гимна Vвека, который позднее использовал Мартин Лютер в своем гимне «Христа восславим ныне». Бах положил его в основу кантаты: первый хор — первая строфа гимна, заключительный хорал — последняя; остальные строфы Лютера неизвестный поэт свободно переработал, превратив их в речитативы и арии.  Кантата №121 впервые была исполнена 26 декабря 1724 года, и, вероятно, одних прихожан удивила своей старомодностью, а у других вызвала ностальгию со старым временам. Вдохновленный старинной мелодией, Бах выбирает архаичный стиль письма, но украшает ансамбль выразительными тембрами корнета, трех тромбонов и гобоя д’амур. 

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов— российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе: кантаты на 2-й день Рождества Христова 
Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий»)
Кантата №121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 декабря 2019 – 5 января 2020 гг.

Шестой международный рождественский фестиваль «АДВЕНТ»

Рождественский фестиваль духовной музыки «Адвент» приглашает окунуться в удивительную атмосферу подготовки к светлому празднику Рождества Христова. В западной христианской традиции Адвент — особое время перед Рождеством, время радостного ожидания чуда, и фестивальные концерты распахивают дверь в огромный мир грядущего праздника. 

Фестиваль продлится пять недель, в его афише представлены разнообразные форматы, стили и жанры: органные вечера, хоровая, камерная и симфоническая музыка, барокко и ХХ век. Особая гордость этого года — выступление Хора Минина, 6 концертов для органа с оркестром Г. Ф. Генделя в исполнении испанского органиста-виртуоза Даниэля Сальвадора, традиционные рождественские кантаты И.С. Баха, а также его «Рождественская оратория» под управлением Владимира Юровского со звездной международной командой солистов.

Читать дальше...
Исполнители

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

барочный оркестр орган Бах И. С.
анонсы
7 марта / 19:00
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00
Концерт приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези.
Ближайшие концерты
7 марта / 19:00 – 20:30
Самые популярные сочинения И. С. Баха – от «школьных» инвенций до «Страстей по Матфею» — в дуэте органа и саксофона.
8 марта / 16:00 – 17:30
Знаменитый цикл Антонио Вивальди и remix барочного шедевра от британского композитора Макса Рихтера — гипнотическое сочетание минимализма, кинематографической атмосферности и неоклассики. Топ чартов в 22 странах!
13 марта / 18:00 – 19:30
Больше, чем просто концерт. Это путешествие в пространстве и времени. В нем, как в самом Иерусалиме, смешалась музыка Востока и Запада, прошлого и настоящего, авторские и анонимные сочинения.
14 марта / 19:00 – 20:30
Четвертый концерт цикла. Шедевры Баха и редкие сочинения композиторов петербургской школы исполнении выдающегося российского органиста.
21 марта / 19:00 – 20:30
Концерт приходится на время Великого поста, и в центре программы уникальное для наследия Баха сочинение — мотет «Искупи, Всевышний, мои грехи», представляющий собой переработку Stabat Mater Перголези.
27 марта / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
28 марта / 19:00 – 20:30
Spring in the city: Бах, Вивальди, Пьяццолла Иван Дыма - саксофоны Никита Неделько - гитара Юлия Иконникова - орган Большой ансамбль саксофонов им. Шнитке
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
15 апреля / 20:00 – 21:15
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
18 апреля / 19:00 – 20:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года.
22 апреля / 20:00 – 21:20
Средневековая музыка возвращается в Москву! VII Международный фестиваль Musica Mensurata пройдет в соборе св. Петра и Павла с 15 по 22 апреля 2021 года
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone