Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

3 ноября / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 1 час 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА "Бах в Лейпциге: парные кантаты" Сезон третий. Концерт второй

3 ноября / воскресенье, 19:00
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым 
Сезон третий

Бах в Лейпциге: парные кантаты
концерт второй

титулярный органист Папской базилики св. Михаила (Мадрид)
Даниэль Сальвадор (Испания)
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко

Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора. Второй концерт сезна посвящен кантатам на 9-е воскресенье по Троице, созданным Бахом с разницей один год.

Кантата №105 «Herr, gehe nicht ins Gericht mit deinem Knecht» («Господи! не входи в суд с рабом Твоим») была написала в первый год работы в Лейпциге и впервые прозвучала 25 июля 1723 года. Ее тема взята из Евангелия: поскольку человечество не может избежать суда Божия, поэтому оно должно отречься от сомнительных земных удовольствий и неправедного богатства, от служения Мамоне, находя утешение в любви к Иисусу Христу. В первой строке кантаты неизвестный либреттист использовал слова из 143 Псалма: «…не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». Начавшись с мрачной оркестровой прелюдии, музыка постепенно все больше наполняется надеждой и радостью, символизируя примирение с Творцом. Музыковед Альфред назвал кантату одним из «самых возвышенных описаний души в стиле барокко и в христианском искусстве в целом».

Кантата №94 «Was frage ich nach der Welt» («Что мне в мире и во всех сокровищах его») впервые прозвучала на следующий год — 6 августа 1924 года. Это хоральная кантата, основанная на восьми строфах гимна Бальтазара Киндермана (1664) на мелодию известного ученого и автора религиозных гимнов Агасфера Фритча. Неизвестный автор либретто расширил 3 и 5 строфы с помощью добавления речитативов, а текст 2, 4 и 6 строф превратил в арии. Текст кантаты связан с чтением дня, которое отсылает к Евангелию от Луки: «…ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Партитура кантаты содержит впечатляющую партию флейты, и отличается, как и партитура кантаты №105, большой выразительностью музыкальных образов.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором NewSiberianSingers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «SoliDeoGloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «MaterSalvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе: кантаты на 9-е воскресенье по Троице
Кантата №105 «Herr, gehe nicht ins Gericht mit deinem Knecht» («Господи! не входи в суд с рабом Твоим»)
Кантата №94 «Was frage ich nach der Welt» («Что мне в мире и во всех сокровищах его»)

 


 

Читать дальше...
Исполнители

Олег Романенко

Дирижер – Олег Романенко

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве и др. В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор / орган

Даниэль САЛЬВАДОР

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

барочный оркестр орган Бах И. С.
анонсы
24 января / 19:00
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
Ближайшие концерты
24 января / 19:00 – 20:30
Легендарный коллектив с новой программой музыки современных композиторов разных стран — захватывающий калейдоскоп стилей от Шнитке и спиричуэла до популярного американского композитора, создателя знаменитого "Виртуального хора" Эрика Уитакра.
30 января / 21:00 – 22:10
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра.
31 января / 19:00 – 20:30
Каким представали себе Баха в России XIX века? Кто в нашей стране сочинял для органа? Об этом рассказывает третий концерт цикла выдающегося российского органиста Александра Фисейского.
7 февраля / 19:00 – 20:30
Фёдор Строганов собрал в одном концерте самые знаменитые органные токкаты — захватывающая дух история самой эффектной и виртуозной органной музыки. 
13 февраля / 18:00 – 19:30
Известные шедевры Баха и Вивальди в окружении изысканных барочных редкостей. Светская и духовная музыка — на исторических инструментах.
14 февраля / 19:00 – 20:30
Знаменитые мелодии любви в исполнении необычного ансамбля
21 февраля / 19:00 – 20:30
Два цикла «Времен года» — эффектное сочетание. Многообразие настроений, яркая палитра красок и виртуозная партия солиста – все это заставляет исполнителей вновь и вновь обращаться к этой музыке, пытаться открыть ее заново. 
27 февраля / 21:00 – 22:15
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра. 12+
28 февраля / 19:00 – 20:30
Тимур Халиуллин, орган
7 марта / 19:00 – 20:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
8 марта / 16:00 – 17:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев, скрипка Симфонические оркестр «Инструментальная капелла» Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко В программе: А. Вивальди, А. Пьяццолла, И. С. Бах
14 марта / 19:00 – 20:30
В программе: И. С. Бах, П. Хиндемит, М. Дюпре, Д. Шостакович
21 марта / 19:00 – 20:30
№ 1083 «Tilge, Höchster, meine Sünden» («Искупи, Всевышний, мои грехи») № 1 «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («О, как прекрасно утренней звезды сияет свет»)
4 апреля / 20:00 – 21:30
Пасхальный концерт! Великая музыка света, надежды и радости!
25 апреля / 19:00 – 20:45
Кантаты на третий день Пасхи № 134«Ein Herz, das seinen Jesum lebend weiß» («Се познаёт душа воскресшего Иисуса») № 145 «Ich lebe, mein Herze, zu deinem Ergötzen» («Я жив, о Моё чадо, к услажденью твоему»)
16 мая / 19:00 – 20:30
Концерт пятый БАХ И ЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В программе: И. С. Бах, О. Мессиан, С. Губайдулина, А. Шнитке
30 мая / 19:00 – 20:45
Кантаты на Троицу № 176 «Es ist ein trotzig und verzagt Ding» («Лукаво сердце человеческое более всего») № 129 «Gelobet sei der Herr, mein Gott» («Слава Тебе, Господи, мой Боже»)
27 июня / 19:00 – 20:45
Кантаты на рождество Иоанна Предтечи № 167 «Ihr Menschen, rühmet Gottes Liebe» («Восславьте, люди, Божию любовь») № 7 «Christ unser Herr zum Jordan kam» («Христос Господь на Иордан пришёл»)
Подпишитесь на нашу рассылку
получайте свежие новости и анонсы каждую неделю
Работает на Cornerstone