22 сентября в 19:00
ВСЕ КАНТАТЫ БАХА с Романом Насоновым
Сезон третий
Бах в Лейпциге: парные кантаты
концерт первый
лауреат Международных конкурсов
Фёдор Строганов
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег РОМАНЕНКО
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Третий сезон проекта посвящен парным кантатам: слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.
Первый концерт третьего сезона посвящен кантатам на вторник Пятидесятницы. Кантата №184 («Возсиявает вожделенной радости заря»), оркестрованная для двух флейт, струнных и бассо континуо, впервые прозвучала 20 мая 1724 года. Она отличается светским характером и подчеркнуто радостным настроем. Судя по всему, Бах для нее переработал музыку более ранней кантаты, созданной в Кётене к Новому году. Здесь все четные части написаны в танцевальных жанрах: вторая — паспье, четвертая — менуэт, шестая (и последняя) — гавот, которому уступил свое место традиционный хорал, переставленный на место пятой части. Джон Элиот Гардинер, исполнявший и подробно изучавший кантаты, даже считает, что изначально, в кётенской версии, вторая часть сопровождалась с танцем.
Кантата №175 («Он зовет своих овец по имени») прозвучала годом позже, 22 мая 1725 г. С предыдущей ее роднит светлый пасторальный колорит, связанный с чтением дня — притчей о добром пастыре из Евангелия от Иоанна. Слова Евангелия звучат здесь дважды в речитативах: первый раз — о тех овцах, которые слышат голос пастыря, второй — о тех, что не слышат. Для арии тенора (№4) Бах использовал музыку своей светской кантаты (BWV 173a), вот почему она написана в жанре бурре. А бас в своей арии (№6) обращается с призывом быть внимательным к спасительным словам Иисуса, и призыв этот усилен эффектным соло двух труб.
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
В программе: кантаты на Вторник Пятидесятницы
№184 «Erwünschtes Freudenlicht» («Возсиявает вожделенной радости заря»)
№175 «Er rufet seinen Schafen mit Namen» («Он зовет своих овец по имени»)