10 ноября / воскресенье 19.00
ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. С. БАХА ДЛЯ ОРГАНА
Авторский цикл. Концерт одиннадцатый
заслуженный артист России, профессор
Александр Фисейский, орган
Уникальный цикл профессора Александра Фисейского, выдающегося российского органиста и исследователя музыки И. С. Баха, охватывает все органное наследие великого немецкого мастера. Цикл построен так, чтобы слушатель, посетивший хотя бы один концерт, смог составить суждение о богатстве и многообразии органного творчества великого немецкого композитора, а также услышать исторический орган собора во всем его великолепии.
Тремя опорными точками программы стали три цикла органных прелюдий и фуг, созданных в Веймаре. Откроет программу Прелюдия и фуга фа минор (BWV 534) — одна из первых органных композиций Баха, в которой сама идея малого двухчастного цикла обрела законченность и полноту. Фуга из другого цикла — Прелюдия и фуга ре минор (BWV 539) — существует в авторской скрипичной версии: Бах включил ее в Сонату соль минор для скрипки соло (BWV 1001). Завершит программу Прелюдия и фуга ре мажор (BWV 532) — яркий образец виртуозной педальной техники. В ней ощущается тесное родство с одним из сочинений Дитриха Букстехуде, однако их сравнение красноречиво свидетельствует, насколько далеко ушел Иоганн Себастьян от манеры письма своего учителя.
Самое раннее сочинение в программе — Канцона (BWV 588), увидевшая свет в Арнштадте в 1703–1707 гг. Возможно, моделью для нее послужили аналогичные опусы неаполитанского композитора Дж. М. Трабачи. А Трио соль мажор (BWV 586) представляет собой переложение для органа не сохранившегося инструментального произведения Георга Филиппа Телеманна. Также во вторую программу последнего года цикла вошла виртуозная Трио-соната до мажор (BWV 529) из известного сборника «Шесть сонат», и три хоральные обработки: одна из них завершена в Веймаре, а две другие, созданные в годы юности композитора, принадлежат Собранию Кирнбергера.
Александр Фисейский совмещает активную концертную деятельность с педагогической работой: возглавляет кафедру органа и клавесина в РАМ им. Гнесиных, проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри различных органных конкурсов, является инициатором фестиваля «Девять веков органа», ежегодного Международного симпозиума «Орган в XXI веке» и мн. др. Фисейский избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991) и Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994). Им записано свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах. Сольные концерты органиста с успехом проходят в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Магдебурге, Париже, Страсбурге, Милане, Гданьске и других европейских центрах.
Пропаганда национального органного наследия — ещё одна, важнейшая часть просветительской деятельности музыканта. Это семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трёхтомника «Органная музыка в России» (Bärenreiter, Германия). В марте 2009 вышла монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
В программе:
Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534
Трио соль мажор (по Г. Ф. Телеманну), BWV 586
Хоральные обработки:
Erbarm’ dich mein, o Herre Gott, BWV 721
Herr Jesu Christ, dich zu uns wend’, BWV 726
In dich hab’ ich gehoffet, Herr, BWV 712
Прелюдия и фуга ре минор, BWV 539
Трио-соната до мажор, BWV 529
Allegro
Largo
Allegro
Канцона, BWV 588
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532