30 июня / воскресенье 19.00
ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ НЕМЕЦКОЙ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ
лауреат Международных конкурсов
Игорь Гольденберг
Имя великого немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха известно всем — он и его музыка для миллионов людей в мире являются символом органного искусства. Но все могло бы быть иначе, не будь у Баха целой плеяды блистательных предшественников, благодаря которым немецкая органная школа времен барокко стала самой мощной в Европе. Игорь Гольденберг предлагает перелистать золотые страницы немецкой органной музыки, чтобы лучше познакомиться с эпохой и понять феномен Баха.
Эта программа — уникальная возможность за полтора часа познакомиться со 100-летней историей органной музыки в Германии времен барокко и окинуть взором родовое древо северонемецкой органной школы, на вершине которого возвышается Иоганн Себастьян Бах. Причем все ветви в этом древе непосредственно с Бахом связаны. Все, кроме Генделя: два великих композитора родились в один год в одной стране, но никогда не встречались, дороги в жизни и творчестве они выбрали совершенно разные.
Франц Тундер — один из старейших представителей северонемецкой органной школы, он был величайшим мастером середины XVIIвека и занимал место органиста церкви св. Марии в Любеке, крупнейшем центре органной культуры того времени. Именно Тундер заложил традицию вечерних концертов в соборе. Его преемником на престижном посту органиста св. Марии стал Дитрих Букстехуде, которого справедливо называют главным из учителей и предшественников Баха. Букстехуде продолжил традицию вечерних концертов, и именно ради них в Любек пешком отправился 20-летний Иоганн Себастьян: там он провел несколько месяцев, которые стали для него мощной школой органного мастерства. Букстехуде даже предлагал Баху занять свое место, но тот отказался; возможно, он не хотел жениться на дочери старого мастера, как того требовали цеховые правила эпохи, и как в свое время поступил Букстехуде, женившись на дочери Тундера.
Учеником Букстехуде был Николаус Брунс. Он на поколение старше Баха и заслуженно считался одним из выдающихся органистов своего времени. Вероятно, лишь ранняя смерть в 31 год помешала Брунсу занять в истории место, равное великим мастерам барокко. Но при жизни он был признан, о его мастерстве высоко отзывался Иоганн Себастьян. Завершится программа органным концертом Иоганна Готфрида Вальтера, созданным на основе концерта Антонио Вивальди. Органные концерты по Вивальди есть и у Баха, они очень популярны, но считается, что именно Вальтер познакомил его с музыкой итальянского гения. Вальтер был композитором, органистом и автором первого в Германии энциклопедического музыкального словаря. Он знал многие музыкальные новинки и охотно делился открытиями с Бахом, которому приходился не только другом, но и дальним родственником.
Игорь Гольденберг — выпускник Московской консерватории по классам композиции, фортепиано и органа. Член союза композиторов России, основатель ансамбля «Sebastien», уделяющего особое внимание старинной музыке. Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых M. Хазельбёк (Австрия), Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), К. Вольф (Германия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия), K. Който (Швейцария). Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер – концертный исполнитель» и «Мастер – солист». Принимал участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижёрами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.
В программе:
И.С. Бах (1685-1750).
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Хоральная прелюдия «Nun komm', der Heiden Heiland», BWV 659
Ф. Тундер (1614-1667).
Magnificat octavi toni
Г. Ф. Гендель (1685-1759).
Largo из оперы «Ксеркс»
Н. Брунс (1665-1697).
Прелюдия и фуга ми минор
Д. Букстехуде (1637-1707).
Хоральная прелюдия «Komm, Heiliger Geist, Herre Gott»
И. Г. Вальтер (1684-1748).
Концерт по Вивальди си минор, в 3-х частях