29 июня / суббота 21.00 Ночной концерт!
Вольфганг Амадей Моцарт
РЕКВИЕМ
лауреаты международных конкурсов
Илона Ананьина, сопрано
Екатерина Бачук, меццо-сопрано
Вячеслав Воробьёв, тенор
Вадим Зарипов, бас
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Дирижер — заслуженный артист России Виктор Луценко
Реквием Моцарта окутан легендами и тайнами, а история его создания переплетена с историей ухода из жизни самого Моцарта. Тридцатипятилетний композитор не успел завершить Реквием, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен — этими звуками он прощается с жизнью и земным миром.
В июле 1791 года, после нескольких трудных лет, судьба вновь улыбнулась Моцарту. Работая над «Волшебной флейтой», в июле он получил важный заказ на написание оперы «Милосердие Тита», премьера которой была приурочена к восхождению на трон короля Леопольда II. Тогда же Моцарта в его венской квартире посетил незнакомец, анонимно заказавший ему заупокойную мессу — Реквием. Осенью, когда, завершив оперы, Моцарту наконец удалось взяться за сочинение Реквиема, его здоровье сильно ухудшилось. Он умер в ночь на 5 декабря, не успев завершить свой последний шедевр. Легенда правдива в том, что, по факту, Реквием Моцарт писал для себя, его части были исполнены на поминальной службе. Но таинственный заказчик оказался вовсе не посланником загробного мира: это был поверенный графа Вальзегга, аристократа, который анонимно заказывал крупным композиторам сочинения и исполнял их под своим именем. Когда наступало время триумфа Моцарта, роковой заказ определил его судьбу, но инспирировал рождение одного из величайших произведений искусства.
Еще Гайдн пророчил Моцарту бессмертие за создание одного только этого произведения. Его с восхищением принимали по всей Германии, удивляясь, что Реквием создан Моцартом, автором популярных опер. В Париже в 1840 году он исполнялся во время наполеоновских погребальных торжеств. То, что не удалось операм Моцарта, удалось его Реквиему: он завоевал итальянские города — Венецию, Турин, Флоренцию и Неаполь; проник в Лиссабон, Варшаву, Петербург и Стокгольм и первым из крупных моцартовских сочинений перешагнул через океан.
Илона Ананьина (сопрано) с отличием окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальностям «хоровое дирижирование» и «сольное академическое пение», затем аспирантуру Московской консерватории. Стажировалась в Высшей школе музыки имени А. Корто в Париже, принимала участие в мастер-классах в России и за рубежом. Удостоена Почетной грамоты Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры», серебряной медали «За заслуги в сохранении русской культуры» Межотраслевого объединенного комитета по наградам, почетного звания «Народное достояние» от «Народного радио» России. Член Союза театральных деятелей России. Ведет активную концертную деятельность, выступает с сольными программами, сотрудничает с ансамблем «Collegium Musicum», «Московским трио», «Брамс-трио», квартетом «Московская балалайка» органистами Н. Летюк, Ф. Строгановым, Т. Андриановой и др. С 2009 года — доцент Российской академии музыки им. Гнесиных.
Екатерина Бачук (меццо-сопрано) окончила вокальное отделение Академии хорового искусства им. Попова. Выступала под руководством таких дирижеров, как В. Спиваков, В. Федосеев, М. Плетнёв, А. Сладковский и Т. Курентзис. До 2011 г. — артистка Большого академического хора «Мастера хорового пения», в 2011–2015 — солиста хора MusicAeterna Пермского театра оперы и балета. На сцене этого театра исполнила партии Мачехи («Золушка» Массне), Дуняши («Царская невеста» Римского-Корсакова), в концертном исполнении — Гувернантки («Пиковая дама» Чайковского), Марты («Иоланта» Чайковского), Сестры-ревнительницы («Сестра Анжелика» Пуччини). Ведет активную концертную деятельность.
Вячеслав Воробьев (тенор) окончил Академию хорового искусства им. Попова по специальностям «хоровое дирижирование» и «вокальное искусство». В годы учебы выступал как солист и артист хора под руководством выдающихся дирижеров. C 2006 г. — солист хора «Мастера хорового пения». Исполнил сольные партии в Реквиеме Моцарта, Симфонии №9 Бетховена, Мессе си минор и «Страстях по Иоанну» И. С. Баха, «Торжественной вечерне» Моцарта, сольные партии в сочинениях современных композиторов С. Губайдуллиной, В. Ульянича, Ю. Евграфова и др. С 2010 г. — солист Оперного театра-студии им. Прокофьева, где исполнил партии Моцарта («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова), Князя («Русалка» Даргомыжского), Тенора («Директор театра» Моцарта), Молодого Цыгана («Алеко» Рахманинова).
Вадим Зарипов (бас) — выпускник Музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом – солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне – солист хора Сретенского монастыря.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова — один из старейших коллективов России, организован в 1956 г. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в Гостелерадиофонд, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив – непременный участник празднований Дня города и других торжеств. Успех сопровождает гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель и дирижер — Николай Азаров.
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»(основан в 1979 г.) — один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
В программе: В. А. Моцарт (1756-1791)
Реквием ре минор для солистов, хора и оркестра