16 июня / воскресенье 19.00
«ВРЕМЕНА ГОДА»
лауреаты Международных конкурсов
Константин Казначеев, скрипка
Кирилл Бирюков, кларнет
лауреат Международного конкурса
Алексей Шмитов, орган
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко
Новая программа камерного оркестра «Инструментальная капелла» объединила два знаменитых концерта Антонио Вивальди из цикла «Времена года», виртуозное Концертино для кларнета Карла Марии фон Вебера и превосходную симфонию Феликса Мендельсона, написанную под впечатлением от поездки на туманный Альбион и получившую название «Шотландская». Голос уникального исторического органа собора тоже будет звучать: Алексей Шмитов исполнит органные шедевры Мендельсона и Риттера.
Среди 500 инструментальных концертов Вивальди «Времена года» с самого начала стояли особняком. Итальянский мастер остроумно и изящно сумел запечатлеть в музыке то, каким видели окружающий мир и природу его современники. Свои музыкальные зарисовки Вивальди делал практически с натуры: журчанье весенних ручьев, пение птиц, летняя гроза, праздник урожая и даже катание на коньках. Виртуозную и эффектную солирующую партию он написал для скрипки, так как сам был выдающимся скрипачом.
К концу XVIII века огромную любовь композиторов и публики завоевал кларнет — новый по тем временам инструмент. Среди лучших сочинений, созданных для него в начале следующего столетия, два концерта Карла Марии фон Вебера. Поводом к их созданию стало знакомство композитора с Генрихом Бёрманом — одним из лучших кларнетистов своего времени. Он очаровывал публику технической виртуозностью, выразительностью звучания, мягким лиричным тембром. В расчете на его талант Вебер в 1811 году и создал Концертино для кларнета с оркестром. Сегодня это сочинение входит в репертуар кларнетистов всего мира.
Идея создания большой минорной симфонии у Мендельсона в 1829 году во время его первого визита в Англию в Шотландию. Он делился своими впечатлениями об Эдинбурге: «Все здесь строго, мощно, все погружено в какую-то дымку, или дым, или туман, а завтра состоится состязание горцев на волынках, и поэтому многие уже сегодня облачились в свои наряды». Но после серии эскизов Мендельсон отложил сочинение на 12 лет; оно было закончено лишь в 1842 году и стало последней симфонией великого немецкого мастера. В ее партитуре легко услышать отзвуки шотландской народной музыки. После успешного исполнения симфонии в Англии в 1842 году Мендельсон получил разрешение посвятить ее королеве Виктории.
Выдающийся российский органист Алексей Шмитов нашел музыкальную рифму симфонии — органную прелюдию и фугу до минор Мендельсона. Ведь Мендельсон был первым композитором-романтиком, начавшим возрождать интерес к органу и сочинять для него. Кроме того, прозвучит соната немецкого композитора и органиста-виртуоза Августа Готфрида Риттера, который, как и Мендельсон, одним из первых стал писать сонаты для органа. Его Соната №2 — эффектное звуковое полотно, созданное в расчете на большой романтический орган, поражающий своими тембровыми возможностями.
Константин Казначеев (скрипка) — известный концертирующий солист, педагог, художественный руководитель и солист Камерного оркестра «Градский Холл». Лауреат международных конкурсов и фестивалей. Выпускник РАМ им. Гнесиных, где затем работал преподавателем по классу скрипки (2010-2013), был солистом и концертмейстером Камерного оркестра МТКЦ (2003-2011), руководил инструментальным отделением Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, а также студенческим симфоническим оркестром и инструментальным ансамблем «Камерата» (2011-2015). В качестве солиста выступал со многими известными дирижерами, его партнерами по сцене были такие выдающиеся музыканты, как Н. Гутман, П. Нерсесьян, К. Блахер, А. Галковский, А. Бузлов, Н. Кожухарь и др.
Алексей Шмитов (орган) — органист и композитор, лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение нескольких лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 г. преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В его репертуаре романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко.
Виктор Луценко — заслуженный артист России, главный дирижер Государственного духового оркестра России. Окончил Военно-дирижерский факультет Московской консерватории, в 1993-2001 — руководитель и дирижер Симфонического оркестра Минобороны РФ. Выступает с симфоническими оркестрами, хоровыми и театральными коллективами, работал со многими известными музыкантами, принимал участие в крупных культурных и политических мероприятиях с участием Президента и Правительства России. Сотрудничает с различными театральными коллективами, среди которых Московский театр Et Cetera п/р А. Калягина, Геликон-опера и др. Маэстро постоянно дирижирует на Венском балу в Москве.
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979 г.) — один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре – западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист России Виктор Луценко.
В программе:
А. Вивальди (1678-1741)
Два концерта из цикла «Времена года»: «Весна» и «Лето»
К. М. фон Вебер (1786-1826)
Концертино для кларнета с оркестром
Ф. Мендельсон (1809-1847)
Прелюдия и фуга до минор
А. Г. Риттер (1811-1885)
Соната для органа №2 ми минор
Ф. Мендельсон
Симфония №3 «Шотландская»