15 июня / суббота 18.00
700 ЛЕТ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ
титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила
Даниэль Сальвадор, орган (Мадрид, Испания)
Тот случай, когда концерт превращается в захватывающее путешествие! Услышать, как менялся орган и музыкальный мир поможет уникальная коллекция сочинений от средневековых рукописей до современности. Испанский органист Даниэль Сальвадор представляет программу, куда вошли произведения композиторов разных стран с XIV до XXI вв. – известные шедевры и раритеты. Эта музыка позволит ближе познакомиться с удивительной историей органного искусства и разными звуковыми обликами органа.
Концерт удивителен тем, что дает возможность собственными ушами услышать, как менялся орган и его звуковой образ на протяжении семи веков. Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с музыки неизвестных авторов, сохранившейся в старинных рукописях. Блестящее испанское Возрождение представлено фигурой де Кабесона – органиста и композитора, служившего при дворе короля Карла V, воспитывавшего императора Филиппа II, а сочинения нидерландского мастера Свелинка служат мостиком между Возрождением и Барокко. Три великих барочных мастера – Фрескобальди, де Гриньи и И. С. Бах – представляют три главные органные школы своего времени: Италию, Францию и Германию.
В этом концерте каждое сочинение не случайно, оно рассказывает о чем-то важном. Так, пьеса для механического органа Моцарта свидетельствует об упадке интереса к органному искусству, соната Мендельсона – о начале новой золотой эпохи органа в период Романтизма, музыка Мессиана – об абсолютно новом звуковом образе органа в ХХ веке, который становится инструментом мистическим и космическим, а у Лигети орган звучит как супер современный инструмент, не уступающий модным электронным звучаниям. Композиторы конца XX– начала XXI вв. знают и ценят орган в самых разных его амплуа: как инструмент, обращенный в прошлое (Пярт) и в будущее (Стамм). В программе нашлось место редкой жемчужине русской органной музыки (Владимир Одоевский) и даже такому раритету, как сочинение польского композитора позднего средневековья Миколая из Кракова.
Даниэль Сальвадор – один из самых ярких органистов своего поколения, виртуоз, просветитель и блестящий знаток органной музыки. Это музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием органных традиций разных стран и эпох. Каждый его концерт – это возможность войти в огромный мир органной музыки как желанный гость. Уникальные программы Сальвадора – идеальный вариант для тех, кто хочет начать знакомство с органом, но при этом они всегда интересны знатокам и ценителям музыки.
Даниэль Сальвадор (Испания) – органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
В программе:
Аноним из Робертсбриджского кодекса (ок. 1330 – 1360, Англия)
«Эстампида»
Аноним из Буксхаймской органной книги (ок. 1460, Германия)
«Die Suß Nachtigal» («Сладкий соловей»)
Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)
«Hajducki» («Гайдуки»)
Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)
Diferencias sobre el canto llano del caballero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)
Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)
Ballo del Gran duca («Танец великого герцога»)
Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)
«Бергамаска»
Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)
Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livred’orgue)
Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)
Токката ре-минор, BWV 565
Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791, Австрия)
Анданте фа мажор для механического органа K 616
Феликс Мендельсон (1809 – 1847, Германия)
Соната №3 ля-мажор для органа соло, ор. 65/3
1. Con moto maestoso
Владимир Одоевский (1804– 1869, Россия)
«Молитва без слов»
Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)
«Apparition de l’Église éternelle» (Явление вечной Церкви)
Дьёрдь Лигети (1923 – 2006, Венгрия)
Этюд №2 «Coulée»
Арво Пярт (*1935, Эстония)
«Annum per annum» («Год за годом»)
Ханс-Андре Стамм (*1958, Германия)
«Toccata gaelica» («Гэльская токката»)