Вольфганг Амадей Моцарт
РЕКВИЕМ
солистка Государственного Телевидения и Радио
Дарья Давыдова, сопрано
лауреат международных конкурсов
Евгения Асанова, меццо-сопрано
солист Большого театра (Камерной сцены им. Покровского)
Захар Ковалёв, тенор
Вадим Зарипов, бас
Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова
Дирижер – Олег Романенко
Только на концертах Collegium Мusicum в Москве можно услышать величайший шедевр Моцарта под сводами собора в исполнении великолепных солистов, хора и симфонического оркестра! Одно из самых любимых и часто исполняемых произведений классического репертуара окутано легендами и тайнами. Композитор не успел его завершить, но вложил в него всю силу своего гения, потому что был уверен — этими звуками он прощается с земным миром.
Реквием Моцарта окружен тайнами больше, чем все остальные его сочинения, а фантастическая история создания прочно стала частью легенды. Каждый, кто читал трагедию «Моцарт и Сальери» Пушкина или видел фильм «Амадей» знаком с захватывающей легендой Реквиема: таинственный заказ на заупокойную мессу и ранняя смерть обожаемого всеми гения…. Что в ней правда, а что вымысел?
В июле 1791 года, после нескольких трудных лет, судьба вновь улыбнулась Моцарту. Работая над «Волшебной флейтой», в июле он получил важный заказ на написание оперы «Милосердие Тита», премьера которой была приурочена к восхождению на трон короля Леопольда II. Тогда же Моцарта в его венской квартире посетил незнакомец, анонимно заказавший ему заупокойную мессу — Реквием. Осенью, когда, завершив оперы, Моцарту наконец удалось взяться за сочинение Реквиема, его здоровье сильно ухудшилось. Он умер в ночь на 5 декабря, не успев завершить свой последний шедевр. Легенда правдива в том, что — по факту — Реквием Моцарт писал для себя, его части были исполнены на поминальной службе. Но таинственный заказчик оказался вовсе не посланником загробного мира: это был поверенный графа Вальзегга, аристократа, который анонимно заказывал крупным композиторам сочинения и исполнял их под своим именем. Когда наступало время триумфа Моцарта, роковой заказ определил его судьбу, но инспирировал рождение одного из величайших произведений искусства.
Еще Гайдн пророчил Моцарту бессмертие за создание одного только этого произведения. Его с восхищением принимали по всей Германии, удивляясь, что Реквием создан Моцартом, автором популярных опер. В Париже в 1840 году он исполнялся во время наполеоновских погребальных торжеств. То, что не удалось операм Моцарта, удалось его Реквиему: он завоевал итальянские города — Венецию, Турин, Флоренцию и Неаполь; проник в Лиссабон, Варшаву, Петербург и Стокгольм и первым из крупных моцартовских сочинений перешагнул через океан.
Дарья Давыдова (сопрано) — окончила Московский государственный лингвистический университет и с отличием Московскую консерваторию (класс проф. М. Касрашвили). В репертуаре: Мюзетта («Богема»), Марфа («Царская невеста»), Мими («Богема»), Сюзанна («Свадьба Фигаро»). В 2014 г. дебютировала в Большом театре в партии графини ди Чепрано («Риголетто»). Сотрудничает с Камерным хором, гастролирует в Португалии, Австрии, Германии, Дании, Финляндии, Польше, Японии, Китае, а также в городах России. В настоящее время — солистка Государственного Телевидения и Радио (ВГТРК).
Евгения Асанова — артистка Молодежной оперной программы Большого театра. В 2012-13 гг. работала в Государственной академической хоровой капелле России имени А.А. Юрлова. В 2014 г. сотрудничала с Московским государственным хоровым ансамблем духовной музыки «Благовест». В 2014 г. была приглашена в Ростовский государственный музыкальный театр, где исполнила партии в операх П. Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта», и стала также солисткой Ростовской государственной филармонии.
Захар Ковалёв (тенор) — выпускник РАМ им. Гнесиных, солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра России. Работал солистом в таких коллективах, как Хоровая капелла России им. А. А. Юрлова, Ансамбль песни и пляски им. А. В. Александрова, Академический ансамбль песни и пляски МВД России. Участник Конкурса памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008).
Вадим Зарипов (бас) — выпускник Музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова. В прошлом — солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета, ныне — солист хора Сретенского монастыря.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) — один из немногих коллективов-первооткрывателей аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре — западноевропейская музыка эпохи барокко и венского классицизма, произведения русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII-XVIII веков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова уже более полувека радует своим искусством поклонников хоровой музыки во всём мире, предлагая слушателям разнообразные программы классических произведений, сочинений современных композиторов и народных песен. Один из старейших коллективов России, хор был организован в 1956 году. На счету хора множество премьер сочинений российских композиторов, многие из них вошли в фонд радио и телевидения, записаны фирмой «Мелодия». Коллектив — непременный участник празднований Дней города, юбилеев и других торжеств. Большой успех сопровождает многочисленные гастроли хора по стране и за рубежом (в Австрии, Швеции, Нидерландах, Германии, Франции, Финляндии, Польше, Румынии, Греции, Корее, Японии). Художественный руководитель и дирижер – Николай Азаров.
В программе: В. А. Моцарт (1756-1791)
Реквием для солистов, хора и оркестра