Концерты в Соборе Петра и Павла. Москва, Старосадский пер., 7/10  8(800)222-61-00, collegiummusicum@icloud.com

9 июня / Воскресенье
начало в 19:00, длительность 2 часа 30 минут

ВСЕ КАНТАТЫ БАХА BWV 172, 165 Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт шестой

9 июня / воскресенье 19.00
«ВСЕ КАНТАТЫ БАХА» с Романом Насоновым
Сезон второй «Веймарские кантаты». Концерт шестой

Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила
Даниэль Сальвадор, орган (Мадрид, Испания)

Ансамбль старинной музыки Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко

Грандиозный проект продолжает знакомить российскую публику с кантатами великого Иоганна Себастьяна Баха. Они звучат в аутентичной атмосфере собора на исторических инструментах при участии лучших исполнителей старинной музыки с комментариями доцента Московской консерватории Романа Насонова. В день, когда западный христианский мир отмечает Пятидесятницу, прозвучат Кантата № 172, созданная Бахом к этому празднику в 1714 году, и Кантата №165, впервые прозвучавшая на Троицу в 1715. Как всегда, их исполнение будет предваряться звучанием исторического органа собора. Прозвучат органные прелюдии на темы хоралов, использованных Бахом в этих кантатах.

«Воспойте, хоры, возгласите, струны» BWV172 — одна из ранних кантат Баха, она впервые прозвучала 20 мая 1714 году в замковой церкви в Веймаре. Немногим раньше композитор был назначен музыкальным директором при дворе, и должен был ежемесячно представлять церковную кантату. «Воспойте, хоры» стала третьей в ряду сочинений того периода. По случаю праздника ее музыка и оркестровка гораздо богаче и эффектней, чем в двух предыдущих: четыре солиста, хор, три трубы, литавры, гобой, фагот, струнный оркестр и бассо континуо. Текст кантаты, вероятно, написан придворным поэтом Соломоном Франком, который включил в либретто цитату из дневного чтения Евангелия, а для заключительного хорала использовал строфу из гимна Филиппа Николаи на Пятидесятницу «Wie schön leuchtet der Morgenstern» (1599). Органная прелюдия Баха на тему этого хорала предварит исполнение кантаты.

Бах очень ценил кантату №172 и позднее неоднократно исполнял ее в Лейпциге с некоторыми изменениями. Исследователи отмечают, чтоб ему нравились евангельские строки кантаты («Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, и Отец Мой возлюбит его,и Мы придём к нему и обитель у него сотворим») и гимн Пятидесятницы. Особенности музыкального языка, найденные здесь, Бах затем применял в более поздних сочинениях, звучание трех труб и литавр в трехдольном метре — для особенно торжественных случаев, или дуэт — как отражение взаимоотношений Бога и человека.

Кантата «О, Духа и воды купель святая» появилась годом позже и была исполнена 16 июня 1715 года на праздник Пресвятой Троицы. Либретто Соломона Франка основано на дневном чтении Евангелия, повествующем о встрече Иисуса с Никодимом. В отличие от Кантаты №172, эта предназначена для небольшого ансамбля из четырех солистов, струнных и бассо континуо. Завершает кантату хор, основанный на пятой строфе гимна Людвига Гельмбольда «Nun laßt uns Gott dem Herren», резюмирующей содержание сочинения. Основываясь на тексте, полном барочных образов, Бахсочинил настоящую музыкальную проповедь, что особенно чувствуются в речитативах баса.

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля  и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководительи дирижер ансамбля Олег Романенко. 

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель  и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Органная прелюдия «Wie schön leuchtet ser Morgenstern», BWV 739
Кантата № 172 Erschallet, ihr Lieder, erklinget, ihr Saiten! / «Воспойте, хоры, возгласите, струны»
Фуга ля минор, BWV 561/2
Кантата № 165 O heilges Geist – und Wasserbad / «О, Духа и воды купель святая»
Даниэль Сальвадор. Органная прелюдия «Sein Wort, sein Tauf, sein Nachtmahl»

 

 

 

 

Исполнители

Олег Романенко

Дирижер Олег Романенко – выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского (2008). Искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, Гайдна, «Страсти по Иоанну», Рождественская оратория и Магнификат И. С. Баха, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шеве и другие сочинения. В сезоне 2020/21 выступает с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского и Государственным академическим русским хором имени А. В. Свешникова. 
В настоящее время О. Романенко – директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Рождественского фестиваля «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Роман Насонов

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.

Даниэль Сальвадор

Органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Ансамбль Collegium Musicum

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.  

анонсы
7 июля / 20:00
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
Ближайшие концерты
7 июля / 20:00 – 21:30
Лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
9 июля / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Фёдор Строганов — орган
10 июля / 19:00 – 20:30
Народный артист России Александр Князев — орган, лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — скрипка
17 июля / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин — орган
24 июля / 19:00 – 20:30
Портреты композиторов Авторский цикл Александра Фисейского — орган Концерт шестой
30 июля / 21:00 – 22:30
Лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко — орган
31 июля / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Дуэт ARTBENE Анна Ветлугина — орган, Дмитрий Максименко — орган
4 августа / 20:00 – 21:30
Лауреаты всероссийских и международных конкурсов Иван ЦАРЕВ — орган, рояль Анна НИКУЛИНА — орган, рояль Надежда УСМАНОВА — ударные
7 августа / 19:00 – 20:30
Марина Белова — лютня, теорба Маргарита Еськина — орган, клавесин-оттавино
13 августа / 18:00 – 19:30
Лауреат международных конкурсов Константин Казначеев — скрипка, Камерный оркестр «Инструментальная капелла»
14 августа / 19:00 – 20:30
Лауреаты международных конкурсов Елена Привалова – орган (Рига) Елена Иванова-Летягина – флейта (Киров) Дарья Филиппенко – альт
21 августа / 19:00 – 20:30
Лауреат международных конкурсов Михаил Широченко – контратенор Лауреат премии «Органист года – 2021» Мария Блажевич – орган
28 августа / 20:00 – 21:15
Московский государственный академический симфонический оркестр, Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова. Дирижер — Олег Романенко
1 сентября / 20:00 – 21:30
лауреаты Международных конкурсов Алексей Круглов, саксофон Игорь Гольденберг, орган
24 сентября / 21:00 – 22:30
Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова Дирижер – Олег РОМАНЕНКО
25 сентября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 октября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
13 ноября / 20:00 – 21:30
Екатерина Мирзоянц (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано) Владимир Дмитрук (тенор) Денис Седов (бас) Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского Дирижер – Олег Романенко
20 ноября / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
25 декабря / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
29 января / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 февраля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
26 марта / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
30 апреля / 20:00 – 21:35
Ансамбль Collegium Musicum
Работает на Cornerstone